Мнемотехника и развитие речи детей дошкольного возраста
материал по развитию речи на тему

Чиканакова Елена Николаевна

Мнемотехника и развитие речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotehnika.docx573.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №384 имени Д.К. Корнеева»

121353, г. Москва, Беловежская ул., 67 • тел/факс (495) 446-23-84 • 384@edu.mos.ru • sch384.mskobr.ru

ОКПО 14292897, ОГРН 5137746241034 • ИНН 7731462620/КПП 773101001

Семинар доклад

Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №384

Чиканакова Е.Н.

Москва, 2017

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте.

Работая с детьми, мы сталкиваемся с тем, что, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ,  многие с трудом запоминают стихотворный материал.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь

Одна из главных задач – поиск путей эффективного обучения.

Одним из таких путей, может стать моделирование.

 Это система - методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров детям достаточно трудно. 

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. Поэтому  реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Модели могут быть многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности

Процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, также дети получают навыки коммуникации и общения.

  Как вводить моделирование с детьми младших групп.

Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное. Для младшего возраста применяются простые карточки — мнемоквадраты. 

Дети всегда с удовольствием играют. Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?»  Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие.

 Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты)? Тогда круг – это что? Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт– здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой. Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После

усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую  мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения. Например: это лиса. Она живет в лесу. У неё пушистый хвост. Как мы сказали моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои сказок: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные геометрические фигуры, различающиеся по цвету и величине (солнце – желтый), или по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький). Набор заместителей должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. На первых занятиях число кружков, квадратов  должно совпадать с числом замещаемых объектов (2-3), далее следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки “теремок ”репка и др. Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Для начала прочитайте выразительно сказку, рассмотрите все иллюстрации, а затем предложите ребенку нарисовать ее.

Так дети легче могут усвоить ее содержание, а нарисовать помогут простые кружочки. Детям раздать листы бумаги с нарисованными кружочками и предложить превратить их в героев сказки.

 Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. А когда будете рисовать, то проговаривайте и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Дети обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

В старшем дошкольном возрасте, занятия, способствующие развитию мышления и воображения, усложняются. Это развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки).
Например, кот петух и лиса. Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события могут быть представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую пространственную модель, а затем учатся самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.
Моделирование можно использовать в разных видах деятельности игре лепке конструировании рисовании ознакомление с художественной литературы.

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, но не мяч, светящее, но не лампочка

-Какое солнышко по цвету? (Оранжевое)

-Что бывает таким же? (Апельсин)

-Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

-Какое солнышко по действиям? (светящее).

-Что бывает таким же? (Лампочка)

-На что похоже? Чем отличается?»


Загадки

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (графическое изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4b494a3ad11a56da3384ca0d441de5e2-l&n=13

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/145/646/large_2x/pine-cones-vector-collection.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ec4ee85b1eeb3fd9c06f56389d0da400-l&n=13

https://img.myloview.ru/posters/christmas-baubles-set-400-1312126.jpg

https://st3.depositphotos.com/5722118/13683/v/1600/depositphotos_136833718-stock-illustration-coloring-page-outline-of-christmas.jpg

https://i.pinimg.com/736x/4c/60/53/4c605350ebfd0faddd8c097b77785aef--printable-bunny-ears-bunny-ear-template.jpg

https://cdn0.iconfinder.com/data/icons/christmas-line-icons/50/7-512.pnghttps://cdn0.iconfinder.com/data/icons/christmas-line-icons/50/7-512.png

https://vtemu.by/wp-content/uploads/2017/12/10-5.jpg

https://kuklamilla.ru/wp-content/uploads/2017/09/CHELOVECHIKImk.png

Ёлочка

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3);

• для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4);

• для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

Таким образом, метод наглядного моделирования учит ребёнка выражать мысли последовательно, логично, придерживаясь определённого плана высказывания. Данный метод развивает восприятие ребёнка, его сенсорную культуру, активизирует память, воображение, стимулирует речевую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...