Проект "Детская библиотека"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Внукова Анна Александровна

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskaya_biblioteka.docx977.94 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. актуальность
  2. цель и задачи
  3. условия и сроки реализации
  4. предполагаемые результаты
  5. содержание и предполагаемый продукт проекта
  6. подведение итогов с детьми
  7. мониторинг
  8. список литературы

D:\2017-2018 уч год\Проект библиотека\фото библиотека\ALPWoarYtm4.jpg

Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме. Работа в ходе реализации данного проекта может быть специально организованна в любом дошкольном учреждении, а так же внедрена в обычные новые формы работы.
Актуальность

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно все вместе:библиотека,родители и воспитатели способны открыть для дошкольников чудодейственную силу чтения и тем самым дать эффект детской духовной энергии, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

Проект направлен на развитие интереса к книге.

Серьезное внимание приковано к проблеме приобщения детей к чтению литературы в контексте дошкольного образования. Целеполаганиек формированию интереса и потребностей в чтении (восприятие, как одно из приоритетных) в существующих федеральных государственных требованиях к реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы».

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром, легко «входит» в содержание услышанного и прочитанного. Они рисуют, не беспокоясь ни о каком мастерстве сюжетов, кричат и смеются, пока (видит, слышит) читают настолько ярко, что чувствуют себя частью событий.

Книга вводит ребенка в самое сложное жизни-в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров.

Книга раскрывает духовные ценности человека.

Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает чистые помыслы дружбы, помогает стать добрым ко всем живым существам.

Маленький человек становится воспитанным.

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Читательская судьба ребенка зависит от взрослого, который берет в руки книгу и становится посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы довести книгу до ребенка, должен любить литературу, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Цель и задачи

Цель проекта:

- вызвать интерес к ознакомлению с художественной литературой, которая помогает сформировать нравственный смысл и оценку, развивает воображение и эмоциональный мир, воспитывает компетентного читателя, который понимает содержание и любит книгу через знакомство ребенка с библиотекой.

Образовательные:

-познакомить детей с историей книги, помещением библиотеки;

- ознакомиться с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой;

- объяснить детям важность книг в его жизни человека.

Развивающие:

- содействовать формированию самостоятельности при выборе книг;

-развивать коммуникативные навыки, артистические способности и творчество.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению книг, привить бережное отношение к книге;

- содействовать осознанному выбору читательских материалов;

- обогатить свою жизнь и духовный опыт.

Условия и сроки реализации

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, библиотекари, родители.

Длительность – 1 месяц.

Срок реализации проекта: с 1февраля 2018по 1 марта 2018 года

Проект имеет пролонгированный эффект (на 2018-2019 учебный год).

В этот период дети, читают книги (совместно с родителями и самостоятельно), делятся своими впечатлениями о том, что они читают в группе, используют информацию на занятиях поознакомлению с художественной литературой.

Предполагаемый результат

- пробудить интерес детей к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека;

- сформировать кейс методических материалов по теме проекта (лэпбук);

- пополнить развивающую предметно-пространственную среду в групповой комнате;

- повысить компетентность членов семьи в воспитании грамотного и заинтересованного читателя;

- установить тесное сотрудничествос социальными партнерами: библиотекой, педагогами и родителями в воспитании у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге и чтению.

Необходимое оборудование: книги, репродукции с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО.

Содержание и предполагаемый продукт проекта

Первый этап - организационный (подготовительный) – с 1 по 20 февраля

Совместная деятельность всех участников образовательного проекта: педагоги – дети – родители – социальные партнеры.

№ п/п

Название мероприятия

Срок реализации

Охват участников

Ответственный

1

Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность

1-2 февраля

Библиотекари

Воспитатели

2

Подбор анкет для родителей и беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга» Участие в беседах

1-4 февраля

Родители

Библиотекари, Воспитатели

3

Анкетирование родителей «Семейное чтение»

4-12 февраля

Родители

Воспитатели

4

«В мире книг» Ежедневное чтение произведений художественной литературы

1-14февраля

Дети

Воспитатели

5

Акция «Подари книгу группе»

14-20 февраля

Родители, дети

Воспитатели

6

Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе

12-20февраля

Дети

Воспитатели

Второй этап работы над проектом – основной – с 5 по 20 февраля

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки: работа с библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.

№ п/п

Название мероприятия

Срок реализации

Охват участников

Ответственный

1

Папка-передвижка «Как превратить чтение в удовольствие»

5-14 февраля

Родители

Воспитатели

2

Экскурсия в библиотеку

14 февраля

Дети

БиблиотекариВоспитатели

3

Показ презентации «Назови героев сказки»

16 февраля

Дети

Воспитатели

4

Викторина по сказкам К. И. Чуковского

20февраля

Дети

Воспитатели

5

Творческая мастерская  «Моя любимая сказка»

22 февраля

Дети, родители

Воспитатели

6

Оформление книжек – самоделок «Моя любимая сказка»

До 26 февраля

Дети, родители

Воспитатели

7

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Детская библиотека»

До 15 февраля

Дети, родители

Воспитатели

8

Аппликация «Формуляры для игры»

 15 февраля

Дети, родители

Воспитатели

9

Сюжетно-ролевая игра «Детская библиотека»

С 15 февраля

Дети

Воспитатели

Третий этап работы - завершающий - декабрь 2017 года последняя декада.

№ п/п

Название мероприятия

Срок реализации

Охват участников

Ответственный

1

Папка-передвижка «День книги»

20 февраля

Дети, родители

Библиотекари, воспитатели

2

Театрализация по сказке «Муха-цокотуха»

26февраля

Дети, родители

 воспитатели

3

Подготовка к родительскому собранию «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья»

До 20апреля

родители

воспитатели

4

Оформление результатов, изготовление лэпбука, представление проекта

Родители, дети

Библиотекари, воспитатели

Подведение итогов с детьми

Анализируя проведенный проект, задаем себе вопросы:

  • Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
  • Экскурсия в библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
  • Что удивило нас (воспитателей), понравилось или не понравилось?
  • Понравилась заинтересованность детей и родителей в подготовке творческих работ, в проекте.
  • Чему уделить внимание в следующий раз?
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
  • Что не удалось? Почему?
  • Всё задуманное удалось. Но родительское собрание провели в апреле, а проект реализован в феврале.

D:\2017-2018 уч год\Проект библиотека\фото библиотека\pyfP-MDzjvk.jpg

Мониторинг: Развития интереса к художественной литературе  дошкольников были использованы задания

Критерии оценки:
Высокий уровень: У ребенка сформирован интерес к книге, знает и называет жанры художественной литературы, пересказывает небольшие тексты.

Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого может составить рассказ, назвать жанры художественной литературы. Частично сформированы навыки связной речи.

Низкий уровень: У ребенка не достаточно сформированы художественно-эстетические навыки, бедный словарный запас.

Диаграмма уровня формирования интереса к книге и чтению у детей старшего дошкольного возраста

Вывод: высокий уровень в начале года – 30%, средний уровень показали58% детей, низки уровень – 12%. В конце года: высокий  - 80%, средний – 14%, низкий – 6%. Прослеживается положительная динамика.

У воспитанников появился интерес к  книге, расширить представления детей о значении библиотеки в жизни человека, дети с удовольствием принимают участие в театрализованной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акулова О.В., А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик  «Успех: совместная деятельность взрослых и детей: основные формы»;
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005..
  3. Гербова В.В.  Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика – синтез,2005.
  4. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.- М.: Просвещение, 2003.
  5. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения.- М.: Просвещение, 2003.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  7. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  8. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  9. Доронова Т.Н «Играем в театр»;
  10. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  11. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под. Ред. О.С. Ушаковой – М.: Сфера, 2009

D:\2017-2018 уч год\Проект библиотека\фото библиотека\DbJcy98MQ5k.jpg

D:\2017-2018 уч год\Проект библиотека\фото библиотека\Zgjg9Iewzpk.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя библиотека в помощь родителям для детей с нарушением речи

Много интересного материала собранного мной для родителей ,дети которых имеют нарушение речи...

Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...

Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»

Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...

«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии  в библиотеку....

Конспект экскурсии в библиотеку " Библиотека - дом книг" для детей средней группы

Как-то раз возник вопрос Да не в шутку, а всерьез:Книг так много издают,Где же все они живут?Растерялись мы вначале:Неужели дома нет?!Но словарь (конец печали)Дал на это нам ответ.Со слов находчи...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда дл...

Конспект экскурсии в библиотеку с детьми средней группы на тему: «Знакомство с библиотекой»

Цель: продолжать знакомить детей с социальными объектами города, их назначением.Задачи:1. Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда ...