Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Голубева Наталья Владимировна

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера.   Недостаток  общения   родителей со  своими  детьми,игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.

                         Проблемы речи детей дошкольного возраста:(слайд 3)

 - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,    

  -неспособность грамматически правильно построить предложение,

  - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

 -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно   сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

 -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

 -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

 -плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.(слайд 4)

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

     Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.  
    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.(слайд 5)

             Общие задачи для всех видов мнемотаблиц

ᴥРазвитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

ᴥУмение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

ᴥРазвитие логики;

ᴥРазвитие образного мышления;

ᴥУмение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

ᴥРешение дидактических, образовательных задач;

ᴥРазвитие смекалки;

ᴥТренировка внимания;

ᴥНавык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц. (Слайд 5,6)

° развивающие (тренинг основных психических процессов);

° обучающие;

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. 
Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы (слайд 9), так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. (слайд10)

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,  в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития. (слайд 11)

-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;

-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;

-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.

       Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ » Воспитатель: Голубева Н.В. Г. Балаково

Слайд 2

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 3

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 4

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель мнемотехник и - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; развитие зрительно – пространственных функций; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие связной речи

Слайд 5

К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят: мнемотаблицы и коллажи , сенсорно-графические схемы предметно-схематические модели , блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация

Слайд 6

В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 7

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: -сюжет рассказа, - последовательность событий, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 8

Когда можно использовать карточки- схемы: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Слайд 9

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ЦВЕТНЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ. ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СХЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО РИСОВАТЬ В ОДНОМ ЦВЕТЕ.

Слайд 11

РАЗМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМИ- В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ. Для дошкольников среднего возраста – таблицы на 6 клетках; Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 9-12 клетках; Для подготовительного к школе возраста – таблицы на 12-15 клетках.

Слайд 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 13

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем .

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

использование мнемотехники для речевого развития дошкольников

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"

РМО педагогов старших групп и подготовительных групп.  Выступление воспитателя 1 квалификационной категории Потаповой Марины вячеславовны с докладом на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧ...

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Применение мнемотехники в дошкольном образовании способствует активному речевому развитию детей. Изготовление картинок - процесс несложный и не отнимает у педагога много времени и материала. А демонст...

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников»

Педагоги от родителей часто слышат такие слова:  «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в ос...