Конспект занятия "Слово - это мостик понимания между людьми"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иваненко Вера Вадимовна

К конспекту этого занятия меня подвело стихотворение В Шефнера.

Есть слова словно раны,

Слова, словно труд.

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить, 

Словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.odt25.23 КБ

Предварительный просмотр:

  ЗАНЯТИЕ  «Слово — мостик понимания между людьми»

Цель:

  • Расширять понимания детей о том, что слово человека могущественно, оно поможет найти взаимопонимание; словом можно развеселить, приободрить; словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
  • Развивать умение продумывать свое высказывание, умение представлять, как к прозвучавшим словам отнесется собеседник.
  • Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и подбирать определения к заданным словам.

Ход занятия.

       Воспитатель по очереди по кругу каждому игроку проговаривает пословицу с разной интонацией: грустно, весело, повествовательно, вопросительно, восклицательно. Ребенок с такой же интонацией отвечает. Например:

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Слово — не воробей, вылети -  не поймаешь.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Слово — не воробей, вылети -  не поймаешь.

Воспитатель:

  • Ребята, с кем сравнивается слово в народной  пословице? Как ы думаете, почему так метко народ сравнил слово с птицей? (Ответы детей.)
  • Да, сказанное слово не вернуть нельзя. Оно запомнится вашим собеседником и из памяти его не выкинешь.

Игровая ситуация.

Воспитатель:

  • Ребята, у кого есть бабушки? У бабушки для вас всегда доброе слово найдется. Читает обращение к детям:

- Наша Оленька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко в саду.

  • Ах ты, моя девочка!

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой ты, мой внучек!

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

(Когда купают)

С гуся вода, с лебедя вода ,

А с моего дитятки худоба.

На густой лес, на большую воду,

На чистую колоду.

 

  • Как вас ласково называют? Как вы любите, чтобы к вам обращались?

Ребята, а как вы думаете, какой должна быть речь у бабушки, когда она произносит пестушку, обращаясь к ребенку? (Речь должна быть вежливой, интонация — доброжелательной.)

Инсценировка диалога.

Киса

Хозяин: Здравствуй, киса, как дела?

Что же ты от нас ушла?

Киса: Не могу я с вами жить,

Негде хвостик положить!

Ходите — зеваете,

На хвостик наступаете!

Воспитатель:

  • Как вы думаете, почему нет понимания между героями диалога? Какая будет интонация у хозяина? ( ) А у Кисы? ( )

Чтение рассказа.

Воспитатель:

      -Скажите, пожалуйста, о каком слове вы будете жалеть, если не удастся       вернуть? (Об обидном слове, котором обидел, расстроил кого — то.)

  • Случалось у вас такое, чтобы вы жалели о сказанном? Приведите примеры?
  • Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

                                                       Две подружки.

       Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

  • Лена, я иду домой, дай мне пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

  • Да возьми ты свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Вопросы к детям:

  • Почему Варе стало грустно?
  • Какую ошибку допустила Лена?
  • Как её исправить?

 Беседа.

  • Ребята, случалось ли так, что вас обижал кто-нибудь?
  •   Что вы чувствуете при этом? Какие слова вы хотели бы услышать от своих обидчиков? (Ответы детей.)
  • В какой ситуации вам бывает обидно и жалко себя? (Хочется услышать слова извинения, сочувствия.)

Разыгрывание ситуаций в парах.

  1. Девочку толкнул мальчик, она уронила книжку, от которой оторвалась обложка.
  2. Лопнул воздушный шарик.
  3. Бабушка налила вам суп, а вы отказались:
  • Ешь сама, не хочу!

Бабушка ответила:

     -  Обидеть легко, а душе каково?

Итог.

 - Ребята, только задушевное, искреннее, сердечное слово сохранит дружбу и любовь между людьми. Не случайно говорят: сердечное слово до сердца доходит.

 

 ЗАНЯТИЕ «У меня зазвонил телефон»

Цель:

  • Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье, договариваемся о времени и месте встречи.
  •  Познакомить с правилами общения по телефону. Закрепить слова: вежливость, доброжелательность, средство связи, Телефонные: аппарат, гудки, звонки, номера, трубка.

 Ход занятия.

Воспитатель:

  • Отгадайте загадку и узнайте, о чем мы будем разговаривать.

Мы привыкли к нему.

А ведь он — чародей:

Он со мной говорит

             Голосами друзей. (Телефон)

Речевая разминка.

       Повторение слоговых цепочек:

ма-ма-ам;

ама-ама-ам;

аму-аму-ом;

мау-мау-мы;

ма-мо-му;

ам-ам-ама;

аму-аму-му.

       Выделение начального согласного в словах: мак, мама, маска, мыло, мошка, муха.

Игра «Разговор по телефону».

         Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает :

         - Как вы думаете, зачем нужен телефон? ( )

         - Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела каникулы.

      Дети делятся на пары, уточняется настроение коров , в руки берутся воображаемые трубки. Пары Играют по очереди. Уточнение — коровы только мычат.

Дикционное упражнение.

       Произнести чистоговорку:

Ок-ок-ок — телефонный вновь звонок.

Ит-ит-ит — кто же это говорит?

Ра-ра-ра — это я, твоя сестра!

 Беседа «Как общаться по телефону».

         Воспитатель моделирует несколько ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила:

  1. Разговор по телефону начинается со слова «Здравствуйте», а не с такой, допустим, фразы: «А Колю позовите!», или с вопроса: «Таня дома?»
  2. Воспитанный человек обязательно спросит, в удобную ли он минуту позвонил?
  3. Воспитанный человек не перебивает собеседника и не затягивает разговор, коротко и ясно, не кричит в трубку, а говорит вполголоса.

Далее воспитатель предлагает детям разыграть ситуации.

  1. Коля позвонил Юре, чтобы пригласит его на день рождения. Трубку взяла его мама.
  2. Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью — ей купили новую куклу! Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина занята делами. Как поступит Аня?
  3. Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и позвать к ней. Трубку взяла мама.
  4. Лена позвонила к маме на работу. Трубку взяла её сотрудница. Что скажет девочка?
  5. Ответьте по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.

Игра «Испорченный телефон»

        Дети передают друг другу одно и то же слово шепотом, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя. По мере передачи слово может измениться. Сравнить первое и последнее слова. Делается вывод: говорить по телефону нужно четко и ясно, чтобы все нас поняли.

Итог.

        Поможет прочному запоминанию правил телефонного разговора, а так же расширит детские представления о возможности общения, чтение, обсуждение и инсценировка сказки К. Чуковского «Телефон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Мостик понимания между родителями и ДОУ

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Семья и дошкольное учреждение по-своему передаю...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Методическая разработка. Консультация: «Мостик понимания между родителями и педагогами».

Консультация:«Мостик понимания между родителями и педагогами». Консультация  посвящена решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование  различных ф...

Буклет «Мостик понимания между ДОУ и родителями воспитанников в рамках ФГОС»

laquo;Мостик понимания между ДОУ и родителями воспитанников в рамках ФГОС»...