Развитие речи "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пихтилева Анна Вячеславовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «Золотая ОСЕНЬ»

 

 

 

Цели и задачи:

 

• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

 

• Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

 

• Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

 

• Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого.

 

• Развитие мелкой моторики рук.

 

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

 

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

 

Работа над новыми словами: Листопад

 

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

 

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

     2. Основная часть.

3. Пальчиковая гимнастика.

     4. Продолжение работы.

     5. Физкультминутка.

     6.Работа с мнемотаблицей

     7. Подведение итогов.

 

Организационный момент:

 

Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

 

Собрались все дети в круг,

 

Я твой друг и ты мой друг.

 

Крепко за руки возьмемся

 

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

 

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе-Молодцы!

А какие осенние месяцы вы знаете(Ответы детей)

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.-Давайте откроем конверт, интересно, что здесь.

(Читает письмо) Здравствуйте, ребята! Не смог к вам приехать, но я высылаю вам интересные задания, думаю, что вы с ними справитесь. Ваш

Друг Петя

 

-А вот и первое задание, рассмотрите картины и составьте описательный рассказ.

-Какая бывает осень? Ранняя и поздняя.

А теперь отгадайте загадку. Вводим новое слово (ЛИСТОПАД)

В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру

Листья жёлтые кружат.

Что же это…(Листопад)

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

 

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

 

В. Буратино приготовил для вас еще задание –Какой урожай мы собираем осенью? отгадайте загадки

 

Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук) 

 

.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

 

Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

 

Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель) 

 

 В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

 

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)  

 

Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла)

 

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа ... (груша)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.(Яблоко)

 

Физминутка «Мы осенние листочки»

Мы-листочки, мы-листочки, Дети стоят в кругу

Мы осенние листочки с листочками в руках.

Мы на веточках сидели Присели.

Ветер дунул-полетели. Побежали по кругу.

Мы летали, мы летали Побежали,помахивая листочками.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок Присели, поднимая листочки над

Мы присели все в кружок. головой.

Ветер снова вдруг подул Дети разбегаются,

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели. Приседают и кладут листочки.

 

В. Ребята, а в конверте еще что-то есть. (Показывает мнемотаблицы).

-Что нам прислал Буратино? (Ответы детей). Правильно, это схемы, по которым вы будите составлять рассказы. (Дети выбирают по желанию мнемотаблицу).

Игровое задание «Составь рассказ об осени» (5-6 детей составляют рассказы, используя схемы)

 

В. Мне понравилось как вы составляли рассказы, как много знаете об осени.

-Ну, а теперь последнее задание от Буратино. Вы должны каждый по очереди сказать по одному слову об осени «Какая она?» (Ранняя, поздняя, золотая, красивая, дождливая, холодная, теплая, унылая, радостная, пасмурная, таинственная и т. д.).

В. Молодцы, ребята! Я напишу Буратино как вы хорошо справились с его заданиями.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятсякороче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют,сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают переле...