Развитие речи дошкольников через наблюдения в природе
методическая разработка по развитию речи на тему

Чанцева Светлана Алексеевна

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. При этом развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – это урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

В данной работе рассматриваются вопросы обогащения и активизации словаря детей, развития монологической и диалогической речи, организации индивидуальной работы через наблюдения в природе. Материал может быть полезен педагогам в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_doshkolnikov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через наблюдения в природе

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится ПРИРОДА,

Его душа и быт...

П.А. Вяземский

Речь – чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. По мнению К.Д. Ушинского, это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Задача взрослых: родителей, педагогов — сделать все возможное, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, приобретаемый им в процессе восприятия различных окружающих предметов, мира природы, явлений общественной жизни, игры.

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей. К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой…».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. При этом развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон.

В работе по развитию речи детей следует выделить следующие моменты:

  •  обогащение и активизация словаря;
  •  развитие диалогической речи;
  •  развитие монологической речи;
  •  индивидуальная работа с детьми.

Обогащение и активизация словаря

В работе по обогащению и активизации словаря детей воспитатель прежде всего должен обращать внимание на отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

При подготовке к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки необходимо наметить слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определить приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми. Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. цель данной работы - научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, и причем предложений разных типов. Чтобы ребенок мог составлять сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз, снег сухой и скрипит», «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло», «Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад». Так предложения, составленные детьми при помощи воспитателя, постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Необходимо также поощрять детей, когда они используют в речи образные выражения, сложные правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям.

Развитие диалогической речи

Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений.

Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, задавать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.

Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.

Во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Воспитатель предлагает им свою фразу, где есть связь явлений, и просит повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом», «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий», «Чем сильнее морозы, тем толще лед». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, целесообразно начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. Хочется отметить, что рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, необходимо с ними рассматривать картины мастеров живописи, помочь детям понять замысел художника, расширить представления и речь детей.

Развитие монологической речи

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности: развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи; активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму; организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

В среднем дошкольном возрасте умение детей рассказывать только начинает формироваться. Первые рассказы их состоят из 3-4 предложений, причем часто ребенок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты, излишне детализирует повествование. Это создает некоторую бессистемность, непоследовательность детских рассказов.

В старшем дошкольном возрасте довольно большой словарный запас дает возможность ребенку выбирать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь.

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой»);

- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

- описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Сюжетный рассказ о природе доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках и экскурсиях. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу дети могут передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают.

Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету.

Таким образом можно заметить, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе - значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа.

К творческим заданиям относится составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы. Рассказы-этюды – это небольшие рассказы на предложенную тему, своеобразные словесные зарисовки. Цель рассказов-этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова.

Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь.

В заключение необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

Активизация речевого развития дошкольников через наблюдения в природе

Основные задачи развития речи детей в детском саду. Формирование речи ребенка и ведущая роль взрослого в этом процессе....

План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...

Фотоотчет «Развитие речи детей через наблюдения во время прогулки в раннем возрасте»

Фотоотчет «Развитие речи детей через наблюдения во время прогулки в раннем возрасте»Большое место на наших прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общ...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

Опыт работы по развитию речи дошкольников через знакомство с природой....

План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»

Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...