Главные вкладки

    Картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Картотека словесных игр по развитию речи для детей 6-7 лет

    Курина Надежда Геннадьевна

    Картотека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_slovesnyh_igr_po_razvitiyu.docx18.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ

    РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

    « Что кому нужно?»

    Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

    Ход игры:

    Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» — говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,— отвечают дети.

    Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар  и др.

    Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети   называют  профессию.

    «Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», — говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», — отвечает тот и бросает мяч ей.

    В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

    «Охотник»

    Цель игры: Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

    Ход игры:

     Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии  нескольких  шагов  от дома — чем дальше, тем лучше — положена  какая-нибудь  метка  и проведена черта.  Это  лес,  где  водятся  разные  звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий  шаг:   «...волком»; четвертый   шаг: «...лисицей»;  пятый: «...барсуком...». При каждом  шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного   и того   же   зверя.   Нельзя   называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

    Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота  будет удачной.

    Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» и т. д.

    «Придумай предложение»

    Цель игры: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Ход игры:

    Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит:  «Я  живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой   его предлагает загадывающий. Так по очереди   (по  кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

    «Подбери слово»

    Цель игры: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

    Ход игры:

     Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им  вопросы, например:  «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»—«Носки, чулки, варежки,   шарф».   «Завязывать?» — «Шнурки,   веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»—«Шапку, платок, шляпу,   панаму,   бескозырку,   фуражку,   буденовку».   «Надеть?»—«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

    Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети   дают   ответы,   подбирая   слова, подходящие по смыслу.

    «  Не ошибись»

    Цель игры: Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

    Ход игры:

     Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, — говорит воспитатель. — Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

    Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

    Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова:  «Днем»,  «Вечером».

    «  Кузовок»

    Цель игры: Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

    Ход игры:

    Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры по развитию речи для детей 6-7 лет

    Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет...

    картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет

    Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет

    Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет...

    Картотека дидактических игр по окружающему миру для детей 6-7 лет

    Картотека создана по книге:" Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет"....

    Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет

    Работа с детьми старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 4-5 лет.

    Картотека дидактических игр по развитию речи...

    Картотека подвижных игр по физической культуре для детей 6-7 лет

    Картотека подвижных игр для детей подготовиттельной к школе группы...