Русь.
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Завадская Екатерина Константиновна

Информационно-творческий конкурс "Русь" был представлен группой педагогов ГБОУ Школа № 1373. Современные дошкольники крайне мало знают об истории своей страны, своего народа. совершенно не знакомы дети с обычаями русского народа, с его традициями и образом жизни, с пенями и играми. Наша цель была познакомит детей с историей страны, Родины. Вложить в детей важность сохранения традиций свого народа. Быои проведены различные занятия дял наилучшего восприятия материала. Игры, тынцы, поделки, истории помогали детям прочувствовать атмосферу темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Русь»

Паспорт образовательно-творческого проекта

• Актуальность проекта (обоснование необходимости проекта)

Современные дошкольники крайне мало знают об истории своей страны, своего народа. Совершенно не знакомы дети с обычаями русского народа, с его традициями и образом жизни, с песнями и играми. При предварительном опросе детей – лишь небольшая часть детей вспомнила некоторые русские народные сказки, потешки и загадки. Почти все дети смогли назвать русских богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича только благодаря мультфильмам о трех богатырях. Все дети совершенно не знают виды старинного рукоделия, предметы старинного быта, и многое другое, связанное с историей нашей Родины… Кстати, при опросе родителей далеко не все смогли назвать:

-русские народные песни, игры, потешки;

-род деятельности древних славян;

-виды старинного рукоделия;

-виды старинного оружия и др.

В связи с тем, что 2014 год, был назван годом русской культуры, мы решили запустить проект для старших дошкольников «От Руси до России».

• Цель и задачи проекта

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей Древней Руси, ее обычаями, образом жизни древних славян.

Задачи:

-создать макет древней русской деревни;

-создать музей русского быта, используя старинные предметы: прялку, самовар, рубель, чугунок, посуду из дерева, бересты и глины, люльку и др.

-познакомить детей со старинными русскими колыбельными песнями, используя презентацию «Колыбельные песни славян»;

-познакомить детей с трудом хлеборобов, используя презентацию «Как в старину выращивали хлеб»;

-познакомить детей с растениями «лен» и «хлопок», используя презентацию «Как рубашка в поле выросла»;

-познакомить детей с бытом древних славян, используя презентацию «Как жили люди в Древней Руси»;

-познакомить детей с одеждой древних русичей, используя презентацию «Как одевались люди в Древней Руси»;

-познакомить детей со старинными видами оружия, используя презентацию «Оружие древних славян»;

-познакомить детей с древними монетами, используя коллекцию родителей и презентацию «Монеты Древней Руси»;

-познакомить детей с обучением грамоте в древней славянской школе, используя презентацию «Древнерусская школа»;

-познакомить детей с различными видами старинного русского кукольного театра, изготовить один из них и поставить мини-спектакль «Театр Петрушки»;

-познакомить детей с русскими народными песнями, играми, пословицами и поговорками;

-поставить с детьми спектакль по русской народной сказке «Гуси-лебеди», используя русские народные игры и хороводы;

-познакомить с традиционными видами старинных русских рукоделий и попробовать сделать своими руками поделку:

* Ткачество

* Прядение

* Валяние (художественное)

* Чеканка по пищевой фольге

* Роспись деревянных досок (городецкая роспись)

* Изготовление игрушек и свистулек из глины (соленого теста) и роспись игрушек (дымковская роспись)

* Жостовские подносы

* Гжель

* Роспись пасхальных яйц

• Участники проекта

-дети старших групп «Золотая рыбка» и «Радуга» ГБОУ школы № 1373 ОДО № 1

-воспитатели старших групп Гурова С. В. и Сидорова А. С.

-родители воспитанников старших групп «Золотая рыбка» и «Радуга»

• Рабочий план реализации проекта

Содержание деятельности Деятельность педагогов Деятельность детей и родителей Сроки

1. Подготовительный (мотивационный) этап

Определение системы и цели проекта

1.Устный опрос родителей на тему: «Что Вы рассказывали Вашим детям о Древней Руси, о славянах…» Принимают участие в опросе. 1неделя

2.Вводная беседа с детьми «Волшебные русские народные сказки и их герои», обращая внимание на одежду героев, интерьер дома, предметы быта, а также речь. Демонстрируют свои знания по этой теме.

3.Заинтересовать темой Дети вместе с родителями заинтересовываются историей Древней Руси и образом жизни древних славян.

Формулировка проблемы

4.Сформулировать проблему: дети практически ничего не знают об истории Древней Руси, образе жизни древних славян, их укладе и нравах. Некоторые дети вспоминают, какие они смотрели мультфильмы по русским былинам «Три богатыря», «Илья Муромец», «Алеша попович», рассматривают иллюстрации книг по теме.

5.Мотивировать детей. Дать краткое содержание этапов проекта. Дать примерные темы мини-сообщений по теме проекта для самостоятельной подготовки совместно с родителями и выступлением перед группой. Осознают и воспринимают проблему. Получают дополнительную информацию по теме проекта. Выбирают темы для мини-сообщений.

6.Определить цели и задачи проекта. Принимают задачи проекта. Вносят свои предложения.

2 Проектировочный этап

Выработка плана действий

 1.Определить способ представления результатов: Выдвигают предположения о спектакле, выставке,

 1неделя

-инсценировка р.н.с. «Гуси-лебеди»; -выставка «Ярмарка мастеров» из поделок декоративно-прикладного творчества; -самостоятельные выступления по теме проекта (мини-сообщения); -кукольный театр «Театр Петрушки». собственных выступлениях. Высказывают предложения о постановке р.н.с. «Гуси-лебеди».

2.Ознакомление родителей с планом работы по проекту Родители принимают план

3 Практический этап

Определение источников информации (книги, диафильмы, мультфильмы, интернет-ресурсы, музей)

1.Попросить детей принести книги по теме проекта: - «История русского костюма»;

- «История русского оружия»;

 - «История русской письменности»;

 - «Жизнь древних славян»;

 - «Русские народные сказки»

Отбирают книги в домашней библиотеке, районной библиотеке и приносят в детский сад. Распечатывают иллюстрации из интернета и создают папки по темам проекта.

2-5 неделя

 2.Организовать выставку книг о Древней Руси. Дети рассматривают книги, обсуждают иллюстрации.

3.Беседа с детьми: «Правила для уголка книг» Дети вспоминают правила и следуют им при чтении.

4.Наглядная информация для родителей: - «Правила обращения с Родители знакомятся с информацией книгой» - «Хороший читатель – как им стать?»

5. Организовать музей русского быта (группа «Радуга»), создать макет русской деревни (группа «Золотая рыбка») Принимают участие в создании музея русского быта и макета русской деревни.

Сбор и уточнение информации

6.Беседа с детьми: - «Какие русские народные сказки мне нравятся и почему»; - «Пословицы и поговорки – народная мудрость»; Рассказывают, какие сказки дети читали дома, по каким сказкам смотрели мультфильмы или спектакли в театре. Вопросы по теме.

Систематизация информации (ввод в проект)

7.Сообщение новых знаний (с использованием мультимедийных технологий):

- «Как жили люди в Древней Руси»;

- «Древнерусское оружие»;

- «Как люди одевались в Древней Руси»;

 - «Еда древних славян»;

 - «Древнерусские монеты»;

Обсуждение новых знаний с детьми.

Решение промежуточных задач

8.Познание (ООМ, коммуникация, музыкальная деятельность) - «Старинные колыбельные песни»;

 Разучивание старинных и сочинение своих собственных колыбельных песен.

9.Познание (ООМ, Выстраивают логическую коммуникация, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд)

- «Как выращивали хлеб в старину?»

- «Откуда хлеб пришел?»

- «Печенье» -поделки из соленого теста цепочку – зерно, мука, тесто, хлеб. Замешивают тесто для печенья, пекут печенье в духовом шкафу на кухне д/с. Изготовление поделок из соленого теста на примере дымковской игрушки.

10.Познание (чтение художественной литературы, ООМ, коммуникация, ручной труд)

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; -показ слайдов;

-объяснение устаревших слов (косоворотка, ткацкий станок, челнок);

 -изготовление салфеток; Обсуждение прочитанного. Вопросы по прочитанному. Показ льняных изделий. Изготавливают салфетки из льняной ткани, путем продергивания мережки.

11. Познание (ООМ, коммуникация, ручной труд)

 -Знакомство детей с прялкой, ее устройством (экспонат музея);

-Объяснение устаревших слов (кудель, веретено);

-Прядение из шерсти; Наглядно знакомятся с прялкой. Пробуют прясти шерстяные нити из пряжи. Изготавливают поделку «Волшебные ниточки».

12.Познание (ООМ, ручной труд) Знакомятся с старинной обувью – валенками.

-Знакомство детей со способами изготовления валенок

-Изготовление поделок из шерсти Изготавливают поделки из непряденой шерсти методом «мокрого» валяния.

13. Познание (ООМ, коммуникация, ручной труд) -Знакомство с древним русским оружием

 -Объяснение устаревших слов (копье, щит, меч)

-Чеканка из фольги Знакомятся с разными видами древнерусского оружия. Изготавливают поделку из пищевой фольги методом выдавливания.

14. Физическое развитие -Веселые старты для мальчиков «Богатырская сила» Участвуют в соревнованиях на улице: -бег -метание -прыжки

15. Музыкальная деятельность

 - Хороводы;

- Народные музыкальные игры;

 -Русские народные песни;

 -Игра на русских музыкальных инструментах:

 -ложки -трещетки -бубен Участвуют в народных играх на улице: - «Бояре»;

- «Золотые ворота». Водят хороводы. Поют русские народные песни:

- «Во поле береза стояла…»;

- «На горе-то калина».

-колокольчики

16. Продуктивная деятельность (декоративно-прикладное творчество)

 - Роспись деревянных досок (городецкая роспись)

-Жостовские подносы

-Гжельская роспись

-Роспись пасхальных яйц. Расписывают деревянные доски в стиле городецкой росписи. Изготавливают жостовские подносы в технике «пластилинография». Изготавливают гжельское блюдо в технике «аппликации». Расписывают пасхальные яйца в технике «хохломская роспись».

17. Познание (ООМ, коммуникация) - познакомить детей с обучением грамоте в древней славянской школе;

- познакомить детей со славянской письменностью;

Знакомятся с устройством древнерусской школы. Знакомятся со славянской письменностью. Учатся писать по бересте, по восковым дощечкам специальными палочками. Учатся писать гусиными перьями.

 18. Театрализованная деятельность. -познакомить детей с различными видами старинного русского кукольного театра;

-изготовить кукол для кукольного театра;

 -поставить мини-спектакль «Театр Петрушки»;

Знакомятся с ярмарочными кукольными театрами. Изготавливают кукол из пластиковых бутылок. Рисуют декорации для представления. Учат слова для спектакля. Показывают спектакль для родителей и детей подготовительной группы.

19. Защита мини-сообщений, подготовленных самостоятельно дома с родителями по темам, выбранным заранее.

-Помощь в защите мини-проекта. Готовят материал для публичного выступления:

-выбирают тему;

-дома готовят с родителями иллюстрации или презентацию. Выступают перед своими товарищами.

20. Конкурс для девочек «Русская красавица»

-подготовить задания для конкурса и провести его. Участвуют в конкурсе:

 -заплести косу;

-разобрать фасоль и горох;

 -сложить узор;

 -отгадать загадки;

 -накрыть на стол угощение.

21. Викторина по теме проекта. -подготовить и провести викторину;

Участвуют в викторине, отвечают на вопросы.

22. Театрализованная деятельность.

-поставить с детьми спектакль по русской народной сказке «Гуси-лебеди», используя русские народные игры и хороводы;

 -провести выставку-ярмарку поделок. Участвуют в репетициях. Готовят костюмы и атрибуты. Разучивают новые песни, хороводы и музыкальные номера. Показывают спектакль.

• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты:

-дети начали знакомиться с историей России;

-узнали много нового и интересного о старинной русской деревне, жилье и образе жизни древних славян;

-также дети воочию увидели предметы русской старины – прялку, рубель, чугунок, лапти, люльку (зыбку) и др.;

-дети попробовали себя в роли русских умельцев – и чеканили, и пряли, и ткали, и расписывали доски и игрушки из соленого теста;

-дети разучили много народных игр, песен и хороводов;

-родители вместе с детьми готовили костюмы и атрибуты для спектакля «Гуси-лебеди», а также рисовали декорации;

Долгосрочные результаты:

-дети, а также их родители, собираются и в дальнейшем заниматься историей нашего народа;

-многие родители планируют посетить Музей Декоративно-прикладного Искусства и Исторический Музей в Москве;

Подготовить презентацию

Отчёт 2.Спектакль по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Дети показывают спектакль

-многих детей и родителей увлекла идея собирать предметы русской старины, древнерусские монеты;

-некоторых детей родители обещали записать в кружки рукоделия: «вышивка крестиком», «Чеканка», «Игрушки из валяной шерсти».

• Оценка эффективности реализации проекта

-Знания, которые дети получили за время проекта, были успешно проверены в ходе проведения викторины по темам занятий проекта;

-После завершения проекта, родителям было предложено ответить на некоторые вопросы по теме проекта.

Все родители ответили, что сами узнали много нового и интересного по истории Древней Руси; им очень понравилось участвовать в организации музея русского быта и в изготовлении макета «Русская деревня»; а также, те родители, которые принимали участие в подготовке мини-сообщений по темам проекта, были благодарны за такую необычную совместную деятельность со своими детьми.

• Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта предполагает:

-знакомство детей с другими видами народного творчества, например, русскими былинами;

-знакомство детей с другими видами декоративно-прокладного искусства, например, «Палех»;

-посещение Исторического музея, краеведческих музеев Москвы и других городов;

-участие детей в ярмарочных и масленичных гуляниях в детском саду;

-путешествие по историческим местам, а также воспитание любви к родному городу и к своей стране.

Схема реализации проекта

Разделы программы. Виды детской деятельности

Игровая деятельность -дидактическая игра: «Доскажи пословицу», «Собери картинку», пазлы «Русская природа» и «Древнерусский город» и др. -народные подвижные игры «Бояре», «Золотые ворота» -веселые игровые конкурсы для девочек «Русская красавица» -с/р игра «Древнерусская школа»

Социально-личностное развитие. Беседа о подвигах русских богатырей; Беседа о хлебе (пословицы и поговорки); Беседа о материнской любви (колыбельные песни)

Коммуникация Беседа с детьми: -«Какие русские народные сказки мне нравятся и почему»; -«Пословицы и поговорки – народная мудрость»; Выступления детей с мини-сообщениями по теме проекта; Объяснение устаревших слов: -косовортка -прялка -кудель -веретено -ткацкий станок

-челнок -чугунок -рубель - копье -щит -меч -сарафан и др.

Познавательное развитие.

 Познание: сообщение новых знаний (с использованием мультимедийных технологий):

-«Как жили люди в Древней Руси»;

-«Древнерусское оружие»;

-«Как люди одевались в Древней Руси»;

 -«Еда древних славян»;

-«Древнерусские монеты»;

Познание: (математика в древнерусской школе) -старинные меры длины (локоть) -счет на слух -арифметические задачи -счет на ощупь Познание: (обучение грамоте в древнерусской школе) -собственные имена людей -имя и отчество -знакомство с букварем и азбукой -рассказы по картинкам из учебников -д/и «Найди звук»

Художественная литература Чтение русских народных сказок: -«Царевна-лягушка» -«Василиса прекрасная» -«Морозко» Чтение рассказов Л. Н. Толстого: -«Бабушка и внучка» -«Филиппок» Чтение русских былин: -«Илья Муромец» -«Добрыня Никитич» Заучивание с детьми слов из сказки: -«Гуси-лебеди» Заучивание стихотворений С. А. Есенина, А. С. Пушкина

Продуктивная деятельность.

 Рисование -«Дымковская роспись» -роспись пасхальных яиц Лепка -«Городецкая роспись» (пластилинография) -«Дымковская игрушка» (соленое тесто) Аппликация -поднос «Гжель» Конструирование -макет «Русская деревня»

Театральная деятельность -постановка кукольного спектакля «Театр Петрушки» -инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Трудовая деятельность Ручной труд: -Изготовление салфеток (мережка); -Изготовление поделок из шерсти (мокрое валяние); -Чеканка (бытовая фольга); Хозяйственно-бытовой труд: -«Печенье»

Физическое развитие

-Веселые старты для мальчиков «Богатырская сила» -русские народные подвижные игры на улице

Музыкальная деятельность -«Старинные колыбельные песни»; -Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...