Статья "Речь как важнейший механизм умственного развития детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Никитина Юлия Михайловна

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, оказывающий огромное влияние на жизнь ребенка. К моменту поступления в школу ребенок должен полностью владеть инструментом общения, поэтому так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду.

Выделяются следующие задачи развития речи: расширение активного и пассивного запаса слов; использование языка как средства культуры; продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации; привлечение детей к речевому творчеству; отработка навыков чтения; наращивание понятийного аппарата.

Очень важно систематически подводить итоги реализации поставленных задач по развитию речи в старшей группе.

Развитие речи у дошкольника — это важный этап его личностного роста. Задача детского сада — максимально полно реализовать все возможные приёмы для работы над этим аспектом развития интеллекта малыша. Только так результаты итогового мониторинга покажут, что ребёнок готов к дальнейшему образованию в школе, то есть к периоду, когда общение становится ведущей линией познания в жизни формирующейся личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь как важнейший механизм умственного развития детей дошкольного возраста

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикон, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведении художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Для достижения поставленных целей, ФГОС определены задачи, реализацией которых занимается весь педагогический коллектив дошкольного учреждения (воспитатель — отрывочно на каждом занятии и непосредственно во время работы над речевым развитием, логопед — в специально отведённые часы, дефектолог — если у детей выявлены нарушения речевой деятельности). Выделяются следующие задачи развития речи: расширение активного и пассивного запаса слов (то есть увеличение количества речевых единиц, используемых часто, и обогащение пассивного словаря, то есть категории слов, значение которых известно, но они не употребляются в неформальном общении слишком часто); использование языка как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и т.д.); продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации; привлечение детей к речевому творчеству (декламации стихотворений, заучивание ролей на утренниках, повторение за воспитателем стишков-потешек и т.д); отработка навыков чтения (по слогам, возможно, с помощью кубиков); наращивание понятийного аппарата (дети должны ориентироваться в таких понятиях, как слово, звук, слог, словосочетание и предложение).

Воспитатель, а также другие педагогические работники дошкольного учреждения формулируют задачи перед любым занятием по развитию речи, достигая их в рамках использования наиболее подходящей формы работы.

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками.

Ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста — игра. Являясь мотивом для взаимодействия ребят друг с другом, она побуждает к коммуникации, то есть общению. Для развития речи используются:

1. Дидактические игры (другими словами, решение образовательной задачи через игровую форму взаимодействия педагога и ребёнка, например, «Кому что нужно для работы» — дети получают набор картинок с изображением представителей разных профессий, нужно рассказать, кому какие инструменты нужны).

2. Ролевые игры (цель — освоение принятой социальной роли и выработка специальной линии поведения в зависимости от ситуации общения, например, в игре «Больница» врач говорит серьёзно, мало и по делу, а вот пациент может быть более эмоциональным, нестабильным в своём поведении).

3. Театрализации (цель — развитие диалогического вида речи, формирование представлений об интонации)

4. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции.

Участие в совместных постановках помогает развивать и творческие способности, и речь.

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, почтовые марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т. п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Осуществлять словарную работу, продолжая расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Все эти формы комбинируются в рамках занятий по развитию речи, которые, по требованиям программных документов, проводятся 2 раза в неделю в утренние часы не дольше 30 минут, а также в виде отдельных элементов на других занятиях.

Для того чтобы работа по развитию речи в старшей группе происходила слаженно и комплексно, педагогу (воспитателю, логопеду) необходимо тщательно продумывать содержание и форму каждого занятия. В этой связи очень полезными методические пособия.

Установленного списка литературы по развитию речи в старшей группе детского сада нет, как и учебных пособий или тетрадей. Поэтому педагог может и сам добавлять или перерабатывать методические ресурсы, предлагая новые формы работы.

Хорошая работа — это результативная работа. Очень важно систематически подводить итоги реализации поставленных задач по развитию речи в старшей группе. На основании отчётности можно составить индивидуальный план для детей, которые не прогрессируют, а также откорректировать набор приёмов, используемых в процессе занятий, выбрав наиболее э В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный) ; продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда) . В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане.

Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на "теоретические" позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) » большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Развитие речи у дошкольника — это важный этап его личностного роста. Задача детского сада — максимально полно реализовать все возможные приёмы для работы над этим аспектом развития интеллекта малыша. Только так результаты итогового мониторинга покажут, что ребёнок готов к дальнейшему образованию в школе, то есть к периоду, когда общение становится ведущей линией познания в жизни формирующейся личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...