Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
статья по математике (подготовительная группа) по теме

Языкова Ольга Юрьевна

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_zanimatelnogo_materiala.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Значение занимательного материала

для умственного развития

детей дошкольного возраста.

“Математика…выполняет порядок,

 симметрию и определенность.

А это важнейшие виды прекрасного.”

Аристотель

 Всем нам хорошо известно, что умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

    Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

   Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

   Особенно в последние годы, годы научно-технического прогресса, и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. — всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

   Для развития творческой деятельности детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. «Танграм» – одна из несложных игр головоломок. Игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамино». Собирая детские головоломки, ребёнок развивает логику, наглядно – образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, произвольность действий, воображение.

Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели и др. способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов. Обогащают ребёнка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития такие развивающие игры как «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб» и др.

 Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппиро вать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания.

У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»

В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приема обучения. В основном же познание ребенком многообразия математических отношений объек тов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

Предлагаю несколько логических задачек для малышей:

Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок

Что растет под елкой,

А что под березой?

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

Клоун Клёпа и клоун Трям выступали с мячом и шаром.

Клоун Клёпа выступал не с мячиком,

А клоун Трям выступал не с шариком.

С какими предметами выступали клоун Клёпа и клоун Трям?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

 Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы?

А бананы и апельсины?

Чтобы детям было интереснее и легче решать такие задачки, возьмите карандаши и рисуйте условия задачек. Получается и игра и учёба.

Широко использую в своей практике задачи с геометрическими фигурами:

  1. Что нужно сделать, чтобы получить прямоугольник и три треугольника?
  2. Сколько прямоугольников на рисунке?
  3. На каком рисунке треугольников больше?
  4. Проведи две прямые так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников.
  5. Проведи одну линию так, чтобы получилось девять треугольников.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности,      классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется         сообразительностью,   изобретательностью, творческим складом мышления.

Там где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад жизни и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка.

Использованная литература:

  1. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи, Санкт-Петербург, Издательство «Детство-пресс», 2001.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. «Просвещение», 1985.
  3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, М. «Просвещение», 1991.

Воспитатель

 первой квалификации

МБДОУ №29

Языкова Ольга Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Методическая разработка занятий по ритмике для детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста.

Конспекты занятий по музыкально-ритмическим движениям для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Занятие № 1: "Весенние ручейки", занятие № 2:"Утро-вечер", занятие № 3: "Пригл...

Цикл занимательных бесед с детьми дошкольного возраста"Этикет и культура внешнего вида"

Цикл занимательных бесеб с детьми дошкольного возраста "Этикет и культура внешнего вида"...

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста.

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста....

Подвижные и малоподвижные игры для детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

Что такое подвижная игра. Её название, цель и описание игры....