НОД "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Линник Татьяна Ивановна

Коммуникация. Развитие речи . "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение      

                          детский сад «Колокольчик»

 Конспект непосредственной образовательной деятельности по  коммуникации(развитие речи) на тему: « Весеннее происшествие.

Составление рассказа по опорным картинкам» для детей  среднего дошкольного возраста.

Конспект подготовила воспитатель высшей категории Линник Т.И.

                                             

                                                  2017г.

Тема : «Весеннее происшествие»

Интеграция образовательных  областей: «Коммуникация»(Развитие речи) «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка»,   «Социализация», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цель: развитие связной речи по теме «Весна».

Задачи: 

-Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам, отвечать полными предложениями;
-Учить подбирать слова-определения, слова антонимы к существительному, развивать речь, проговаривая звуки, слуховое внимание.

-Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
-Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
-Конкретизировать представление детей о весенних изменениях в живой и не живой природе;

-Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
-Воспитывать умение слушать друг друга; прививать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Активизация словаря: Весна, солнце, лучики,  становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, почки  набухают, появляются цветы; ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Материалы:  Картинки- матрёшки «Времена года». Посылка, конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, полоски и круг из жёлтой бумаги; металлофон, раскраски на тему ранней весны, ИКТ, картинки матрёшки «Времена года»,  мнемотаблицы в виде картинок, фланелеграф.

Методы  приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Предварительная работа:
-Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей)

- Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

- Рассматривание сюжетных картинок с приметами ранней весны, репродукции художников;
-Чтение худ. литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы
-Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, физ. минутки.
-Худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:  Ребята, давайте поприветствуем всех. А теперь настроимся на занятие.

Дети:-  Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

-  А сейчас, сделаем разминку для язычка..

На – на-на – наступила весна,

Но-но-но – распахнем окно,

Не – не – не – рады мы весне.  

Воспитатель:

Сегодня утром, я встретила почтальона, он вручил мне  посылку с надписью:  «Ребятам средней  группы «Непоседы». Я её не распечатала, а решила дождаться вас и вместе посмотреть, что внутри.    

Воспитатель: Хотите узнать, что здесь?  Тогда присаживайтесь. Здесь письмо, что же в нём? Сказка. Читаем?  (Дети садятся, чтение сказки.)

Сказка.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — зима, три месяца — весна, три месяца — лето и  три месяца — осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод». Что же это за чудо, отгадайте.

Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —
Воспитатель: Действительно, солнце — самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко весной.

Игра «Солнышко весной«( подбор прилагательных). Крепить солнышку лучики  будем по очереди, называя при этом, каким  оно может быть.
Дети прикрепляют лучики,  подбирая прилагательные:

солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое, яркое, жарко.

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. 

Игра ''Сравни и назови'' А сейчас сравним солнышко, я начну фразу,  а вы закончите:

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

 Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки - подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку.

 Так что же произошло, когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.
Ответы детей. Воспитатель подводит итог: 
Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники.  

 Физминутка «Цветы».

Раз –два-три выросли цветы (сидим на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (
тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (
смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки раскачал (
раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (
наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (
наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (
грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (
приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (
медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

Воспитатель:  Молодцы дети, вы были красивыми цветочками. А скажите, подснежники можно рвать в большие букеты?

 (Дети: Нет.) Почему?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Воспитатель: Придумываем сказку дальше.  

Достается картинка с изображением сосулек.

Игра ''Доскажи словечко''

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

 

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

 

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла ... (весна)

Физ.минутка. «Весна»

-От сосулек звон, звон, звон - кисти рук вверх, вниз.

-Распустился клён, клён, клён – поднимаем руки вверх.

-Растопился снег, снег, снег - показать сугроб.

-Ручейки бег, бег, бег - руки лодочкой вперёд.

-Гром грохочет – топ, топ, топ.

-Почки слышно – шлёп, шлёп, шлёп.

 Какие вы Молодцы! Как много интересного знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне. Дети садятся.

Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
— Значит, стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Слайд№1

 Воспитатель: Солнце светит, сосулька начинает таять(играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Посмотрим, что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок  с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог: Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Слайд№2

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспитатель:  Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
— 
На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

 Воспитатель:  А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель:

- Ребята, а зиму с весной вы не перепутаете?  

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - пришла.

Зима холодная, а весна - тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

Воспитатель:  Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

 Воспитатель:  А что же в это время происходит в лесу? Возвращаются перелетные птицы. Они наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки, пауки, комары, мухи и  мы можем услышать множество звуков:

Игра '' Продолжи звук"

Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )

Летала оса около носа (с-с-с-с )

Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )

Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )

Отпустили, сильно подуем  ( у-у-у-у).

 Воспитатель: А ещё, у животных появляются малыши. Есть у нас такая картинка? Есть.
Итог:
У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».(Напр.: медведица — медвежонок -  медвежата).
Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей.

 Воспитатель подводит итог:
-Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

 Воспитатель: Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.(Идет закрепление материала)

Рассказ.

Слайд №3
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.

Воспитатель: Вот и сказки конец. Как вы думаете, ребята, весна в нашей сказке победила зиму? Кто был её помощником? Правильно, солнышко. А ещё кто? Конечно мы. Пригласить детей в круг.

 Релаксация. Дети стоят по кругу.

 -Занятие сегодня было для вас интересным?

Значит, не прошло для вас оно зря.

Вы все очень постарались,

Вам понравилось, друзья?

-Ребята, как вы думаете, мы интересную сказку придумали о весне, каким сердечком мы оценим её?

-Ребята, я сейчас дам вам вот этот жёлтый шарик, он будет  солнышком, у кого в руках солнышко, тот  говорит, что ему понравилось на занятии, или какое задание было трудно выполнять.

Воспитатель:

 Ребята, посмотрите, весна прислала для вас сюрприз. Вот эти замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам отдохнуть, а потом взять краски, фломастеры, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность)  А ещё, вот такие необычные цветочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".

Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...

Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»

Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ,  подр...

Составление рассказа по опорным картинкам

Составление  рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....

Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам

В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....

Составление рассказа по опорным картинкам с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.

Многие известные педагоги  утверждают, что использование  творческого рассказывания  на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), р...