Консультация по развитию речи
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Куксина Ольга Викторовна

Данная консультация  предназначена  для  занятий  с  детьми  раннего  возраста  с 1,5 до 3 лет. Посвещена  основным  закономерностям  развития  речи детей раннего  возраста.  Содержит   практические рекомендации на тему, как день за днём играть и разговаривать с ним. Консультация может быть использована  в работе воспитателями, а также родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_rechi.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Материалы педагогического совета

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

             

Разработала:                              

Воспитатель Куксина О.В..

                                                 

ЗАТО Северск

2017-2018 уч.г.

Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский.

Говорим  играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей, ведь чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения, ведь они не только забавляют, но и учат малыша. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Фольклорная игра – подражание с речевым сопровождением «Птичий двор»

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб, удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

Неоценимую роль в развитие речи детей раннего возраста играют также дидактические игры. Любая дидактическая игра выполняет познавательную и воспитательную функцию. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, обогащая свой словарь, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения с окружающими. Например

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить детей различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме), соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова).

Дидактическая игра «Кто как  кричит»

Цель: формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.

1. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Кудах-тах-тах!  Снеслась в кустах.                                                                                

2.Пить, пить, пить, Воды попит МУР-МУР, Пугаю кур.                        3.Ав, ав! Кто там? Му-му-му-у, Молока кому?                                        

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.        

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя в бору», «Лохматый пес».

Развитие общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

В детском саду работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы начинаем с самого утра во время проведения утренней гимнастики, а также физминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.  В качестве пальчиковой гимнастики используем различные потешки, прибаутки, где содержится большое разнообразие движений пальцев. Например, «Сорока-ворона», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Эй, братец Федя…», «Мы капусту рубим», «Нос, нос, голова..» и тд. Эти тексты легко ложатся на слух и без специальных установок настраивают ребенка на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так, же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Упражнения для развития речи»

В помощь педагогам предлагаю ряд ураженений, направленных на развитие речи....

Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»

Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...