Методическая разработка: Использование метода Су-Джок (Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)
методическая разработка по развитию речи на тему

Арина Сергеевна Кузнецова

  В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, только бы ребенок не отвлекал от повседневных дел молодого родителя.  За последние годы количество детей с задержкой речевого развития выросло в 6 раз. Несмотря на то, что современные технологии вроде бы разработаны специально для общения малыша с внешним миром, это не способствует его развитию. Все дело в том, что для правильного формирования речи, физической активности, ребенку необходимо живое,  эмоциональное общение, где происходит обмен жестами, чувствами и двигательной активностью. Только на таком уровне взаимодействия мозг развивается правильным образом. Как же быть? Необходимо искать приемы и  методы, которые помогут  нам, педагогам решить проблему. Выход из данной ситуации я нашла в использовании метода Су-Джок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx282.78 КБ
Файл igrovye_uprazhneniya_s_myachikom_su-dzhok.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №123 Центрального района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Использование метода Су-Джок

(Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)

Тема конкурса: «Здоровьесозидающая культура будущего»

Направление: физическое здоровье ребёнка (двигательная активность)

Номинация:  дидактическая игра

                                               Разработала: воспитатель ГБДОУ № 123

Кузнецова Арина Сергеевна

                                                                                              Санкт-Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Су-Джок ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Су-Джок предназначен для микро массажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Маленькие волшебные ежики очень легко помещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.  

Актуальность:  

  В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, только бы ребенок не отвлекал от повседневных дел молодого родителя.  За последние годы количество детей с задержкой речевого развития выросло в 6 раз. Несмотря на то, что современные технологии вроде бы разработаны специально для общения малыша с внешним миром, это не способствует его развитию. Все дело в том, что для правильного формирования речи, физической активности, ребенку необходимо живое,  эмоциональное общение, где происходит обмен жестами, чувствами и двигательной активностью. Только на таком уровне взаимодействия мозг развивается правильным образом. Как же быть? Необходимо искать приемы и  методы, которые помогут  нам, педагогам решить проблему. Выход из данной ситуации я нашла в использовании метода Су-Джок.

C:\Users\test\Desktop\Новая папка (4)\DSCN3121.JPG

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. Обучать упражнениям и ритмическим движениям пальцев рук.
  2. Учить напрягать и расслаблять мышцы рук.
  3. Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время.
  4. Учить переключаться с одного движения на другое.
  5. Создать эмоциональный фон.
  6. Учить слушать и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребенка.
  7. Развивать память ребенка.

C:\Users\test\Desktop\Новая папка (4)\DSCN3118.JPG

Что же происходит, когда ребенок занимается в системе пальчиковой гимнастикой и Су-Джок?

1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умению подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.

4. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Новизна:

1. Введение Су-Джока в раннем возрасте, что позволяет детям привыкнуть к данному мячику  и без страха придумывать новые истории про волшебного ежика.

2 Сочетание Су-Джока и пальчиковой гимнастики  в систему.

3. Составление подборки упражнений в соответствии с тематическим планированием  существующей образовательной программы.

Рекомендации для педагога:

  1. Подходить к ребенку нужно очень осторожно, не напугав его колючим мячиком.
  2. Работа должна проделываться  индивидуально с каждым ребенком.
  3. Для того чтобы  ребенок привык Су-Джоку, нужно  плавными движениями не нажимая покатать мячик  по его ладошке.
  4. Су-Джок это сложное название для ребенка раннего возраста, поэтому ребенку надо объяснить, что  это маленький волшебный ежик, который пришел из волшебной страны.
  5. Упражнения, связанные с колечками, проводятся индивидуально, с обязательным использованием художественного слова.

Инструктаж для детей «Маленький волшебный ежик»

1.Не брать в рот «маленького волшебного ежика». Он очень расстроится и больше не захочет с нами играть.

       2. Не бросать «волшебного ежика» на пол. Он будет грязный, и обидеться на нас.

Инструктаж для детей «Волшебные колечки»

  1. Не брать в рот, колечко перестанет быть волшебным!
  2. Не растягивать волшебное колечко, оно перестанет быть красивым!

Правила проведения упражнений.

  1. Все упражнения проводятся систематически, совмещая пальчиковую игру и «маленького волшебного ежика» в режимных моментах.  
  2. Упражнения, связанные с колечками, проводятся индивидуально, с обязательным использованием художественного слова.
  3.  Пальчиковые игры сначала выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев. Правильно переключался с одного движения на другое.
  4.  В Су-Джок следует играть по всей поверхности ладоней.  Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание и передача из рук в руки, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.

5.Главным и важным приоритетом во всех упражнениях является -  сопровождение текста!

      Подборка игровых упражнений ориентируется на примерную образовательную программу дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, тематическое планирование второй группы раннего возраста (от 2-3 лет).  Игровые упражнения разбиты по месяцам и плотно связаны с темами на каждый рабочий месяц.

     Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения   с мячиком Су-Джок, колечками    в сочетание пальчиковых игр.

Тема

Пальчиковые игры

Массажный мяч

Осень. Формировать элементарные представления об осени. Дать первичные представления о сборе урожая.

  1. Вышли пальчики гулять (шагаем пальчиками по столу), стали листья собирать (собираем листики в ручку), Красный листик, желтый листик, будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши). Сколько листиков собрали, раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики). Можно с ними поиграть. (поднимаем руки вверх, делаем фонарики).
  2.  Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу), Хозяйка с базара домой принесла (хлопаем в ладоши), Картошку, капусту, морковку, горох (поочередно загибаем пальцы), Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши). Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем «ковшом», левой накрываем сверху, как крышечкой), кипели, кипели в крутом кипятке (крутим ручками перед собой). Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальцы). Петрушка и свекла, ох!  (хлопаем в ладоши). И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец).
  3. Паучок бежал по ветке (пальчиками левой руки побежать по предплечью правой руки), а за ним бежали детки (пальчиками правой руки побежать по предплечью левой руки), хлынул дождик: ой-е-ей! (прижать ладошки к лицу и покачать головой), смыло паучков водой (помахать руками, словно стряхивая паучков и водичку).
  4. Я надул упругий шарик, Укусил его комарик, Лопнул шарик- не беда, Новый шар надую я.

1.Мячик сильно по     сжимаю, и ладошку поменяю.   (сжимать мячик правой рукой, затем левой)

2.Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. (крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)

3.Тише, мяч, не торопись, Ты по ручкам прокатись, И обратно возвратись.  (движение соответствует тексту)

Я в мире человек.  Формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела. Формировать дружелюбное отношение в группе.

  1. Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке. (указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.)
  2. Дружат в нашей группе, девочки и мальчики. (пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
  3. 1,2,3,4,5 (поочередно загибаем пальцы). Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
  4.  Пальцы очень крепко дружат, мне помощниками служат.  (все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны- пальчики поссорились.  Затем все пальцы прижаты к друг -помирились.
  5. Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик –папочка, этот пальчик – мамочка, а это – наш малыш!
  6. Любят мои ушки (показываем ушки), мягкую подушку (рисуем в воздухе квадрат), глазки быстро закрываем (показываем глазки и закрываем), ручки, ножки отдыхают и посапывает носик (имитация сопения). Мама песенку поет баю-бай, сладко спи и подрастай (имитация сна).

  1. Мячик- ежик мы возьмем (берем массажный мячик), покатаем и потрем (катаем между ладошек), вверх подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх). И немножко покатаем (ручкой катаем мяч)
  2. Поиграю я в футбол, и забью в ладошку гол. (ладошками отбивать мяч).
  3. По ладошки круг катаю, и из рук не выпускаю, взад –перед его качу, вправо –влево – как хочу.

Мой дом. Знакомить с домом, предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

  1. Молоточком я стучу (стучим кулачком по кулачку). Дом построить я хочу (руки складываем над головой, изображая крышу). Дом высокий строю я! (поднимаем руки вверх). В нем живёт моя семья! (хлопаем в ладоши).
  2. Спинка и сиденье -  Стул на удивленье! Мы на стульях посидим, друг на друга поглядим! (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула. К ней приставить кулачок правой руки – это сиденье).
  3. Кулачок – это толстая ножка. Сверху крышка – наша ладошка. Маленький столик. Время идет…Вместе с ладошкой и стол подрастет. (Левую руку сжать в кулак – это ножка стола. Сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это крышка стола.)
  4. Жил был гном, с круглыми ушами. Он на сахарной горе спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись появился великан.  Скушать гору он хотел, только подавился! Ну, а что веселый гном? Так и спит глубоким сном!
  5. Мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущиеся движения), на замочек заперлась (скрещенные в замок пальчики), в дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

  1. Раскатаю колобок, Колобок румяный бок. (Раскатываем массажный мяч в ладошках, пальцы оттопырены, не касаются мяча.
  2. Ежика в руки нужно взять (берем массажный мяч), чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошками), раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики). Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку). Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки  нажимает на шипики).

Новогодний праздник. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

  1. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить), Фонарики погасли!  (пальцы сжать).
  2. Наступает Новый год, дети водят хоровод. (круговые движения) Висят на елке шарики, (изображаем круг) светятся фонарики. В гости Дед мороз идет, всем подарки он несет. (шагают пальчики по столу).
  3. Утром дети удивились (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились, этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно (сжимают и разжимают пальцы) а увидели парад, в ряд снеговики стоят (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят (закрывают и открывают ладонями глаза), а перед ним елочка (хлопают   в ладоши), Пушистая в иголочках.

  1. Танцевать умеет танец, на мяче мой каждый палец. (катать мяч кончиками пальцев). Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю. (катать мяч по всей длине пальцев правой руки). Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет. (удерживать мяч между пальцами).
  2. Ежик в руки нужно взять (берем массажный мяч). Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек). Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики). Начинаем счет опять. (перекидываем мячик в другую руку).  Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики).

Зима.  Формировать элементарные представления о зиме.

  1. Как интересно нам зимой (показывают большим пальцем вверх), на санках едем мы гурьбой (имитируют катание на санках), потом в снежки мы поиграем (имитируем лепку снежка), все дружно лыжи одеваем (одевают лыжи), потом все стали на коньки (изображают катание на коньках), зимой веселые деньки (показывают большим пальцем вверх).
  2. Мы слепили снежный ком (лепим двумя руками комок), шляпу сделали на нем (соединяем руки в кольцо и кладем га голову), Нос приделали и вмиг (приставляем кулачок к носу), получился снеговик (обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).
  3. Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики по одному), мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками), Круглый, крепкий (чертим руками круг), очень гладкий (одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком).
  1. Этот шарик не простой. Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем. Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем. Сои ручки развиваем. Можно шар катать по кругу. Перекидывать друг другу.  Раз, два, три, четыре, пять! Всем пора нам отдыхать. (движения соответствуют тексту).
  2. Я мячом круги катаю, Взад-перед его гоняю. Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму. И другой рукой начну.  А теперь последней трюк-  мяч летает между рук. (движение соответствует тексту).

Мамин день. Организовать все виды деятельности вокруг темы  семьи, любви к маме, бабушке.

  1. Мамочкам хорошая (воздушный поцелуй над ладонью), Мамочка любимая (воздушный поцелуй ладонью другой рукой). Очень я ее люблю (сдуваем с ладони поцелуй), поцелуй ей дарю (поцелуй сдуваем другой ладони).
  2. Я пеку-пеку-пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки, вкусные два пряничка. Я ребяток созову, пирожками угощу.
  3.  Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик – наш малыш. (Сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.)
  1. Месим, месим тесто, (сжимаем мяч в правой руке). Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем). Испечем мы каравай, (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками). Перекидывай, валяй! (катаем мяч между ладошками).
  2.  Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему). Разглядим его иголки (меняем ручки, делаем то же самое). Помассируем бока (катаем между ладошек).

Народная игрушка. Знакомить с устным народным творчеством (потешки, песенки).

  1. Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («позвенели у правого уха). Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали (руку к левому уху). Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали (бежим пальцами по столу). Динь-бом, динь-бом, затворили крепко дом (спрятали руки под стол), Динь-бом, динь-бом, не поймаешь их теперь (погрозить пальчиком).
  2. Кулачки сложили, Кулачками били, тук-тук, тук да тук. Тук-тук, тут да тук! (стучим кулачками друг о друга).
  3. Вот кулак, а в нем ладошка, на ладошку села кошка. Вот пошла она пошла. И в подмышечку пришла.
  4. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик- прыг кровать, этот пальчик уж вздремнул, этот пальчик уж уснул, этот крепко, крепко спит, и тебе он спать велит.
  5. Сидели два медведя, на тоненькую суку. (изображаем медведей), один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету), другой молол муку (стучим кулачком о кулак), раз – ку-ку, два ку-ку. Оба шлепнулись в муку (опускаем руки вниз), Нос в муке, хвост в муке (показываем нос), ушки в кислом молочке!  (показываем уши).

 

  1. Ежик выбился из сил, яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока, надо их размять слегка. А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшков, пощекочем возле ушка. Еж по тропке убежал, нам «Спасибо!» пропищал. (все движения выполняются в соответствии с текстом).
  2. Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! (все движения выполняются в соответствии с текстом)

Весна. Формировать элементарные представления о весне.

  1. В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит. Деревце качается, дети улыбаются.
  2. Солнце поднимается -, бутончик распускается! Солнышко садится, Цветочек спать ложится.
  3. Маленькое солнышко, я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко). А большое солнце. Вижу из окна. (руки наверх, обводим руками себя- большое солнце). Маленькое солнце я беру руками (показываем маленькое солнце), а большое солнце, высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх). Маленькое солнышко мне в ладошки светит (показываем маленькое солнце). А большое солнце светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны).
  1. Еж- непоседа на месте не сидит, еж-непоседа ладошку веселит! (выполняем круговые движения мячом между ладошками). Веселиться любит ежик, сколько сделал он дорожек! (прокатываем мяч в ладонях вперед-назад), ладошка, ладошка, помни ежика немножко, если будет он кататься, тебе захочется смеяться. (сжимаем мяч в ладонях).
  2. Поиграю я в футбол. И забью в ладошку гол. (ладошками отбивать мяч).

Лето. Формировать элементарные представления о лете.

  1. Две огромные медузы (дети соединяют ладони, раздвигают пальцы). Прилепились пузом к пузу. (после чего отрывают ладони друг от друга). Выгнем щупальца сильнее – Вот как гнуться мы умеем!
  2. Раз, два, три, четыре, пять. Червячки пошли гулять. (пальцы сгибая, подтягиваем к себе ладонь).  Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает (складываем пальцы щепоткой, качаем ими верх и вниз). Каркает: Вот и обед! (раскрываем ладони, как рот). Глядь – а червячков уж нет! (сжимаем кулачки, прижимая к груди)
  1. Ежик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет- ручки к садику готовит! (все движения выполняются в соответствии с текстом).
  2. Мячик- ежик мы возьмем. Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек). Вверх подбросим и поймаем (подбрасываем вверх). И иголки посчитаем. Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик). И немножко покатаем (катаем мяч). Потом ручку поменяем.

Упражнения с колечками

1. Этот малыш-Илюша, (прокатить по большому пальцу)

Этот малыш-Ванюша, (прокатить по указательному пальцу)

Этот малыш-Алеша, (прокатить по среднему пальцу)

Этот малыш-Антоша, (прокатить по безымянному пальцу)

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (прокатить по мизинцу)

2. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста

В данной работе раскрывается вопрос о взаимосвязи развития мелкой мотрики рук и развитии речи детей....