Конспект по развитию речи «Друзья познаются в беде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Подкорытова Вера Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе по развитию речи

 «Друзья познаются в беде»

с использованием элементов театрализованной деятельности.

Воспитатель первой квалификационной категории

Подкорытова В.А.

Цель: Развивать речь дошкольников, совершенствуя монологическую и диалогическую форму речи.

Задачи:

Образовательные: учить подбирать прилагательные к существительным, упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе слов антонимов; обогащать словарный запас; упражнять воображения и ассоциативно-образного мышления;

Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи, слуховое внимание, восприятие, развивать мелкую моторику рук.                                Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотнощения.

Предварительная работа:

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Обогащение словаря: «ледяная», «лубяная», «клочки», «закоулочки».

Оборудование: шапочки зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака; макеты домиков (лубяной и ледяной), музыка, сундучок (заячий и лисий хвостики), карточки с изображений эмоций («грусть», «злость», «радость», «удивление»).

Ход: Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола.                                    Воспитатель говорит о том, что когда приходят гости, то хорошие хозяева должны придумать что-нибудь интересное, чтобы развлечь их. Предлагает детям разыгрывать сказку.

Воспитатель: Какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:

"Снежный терем у лисицы

 Убежал весной водицей,

 К зайке попросилась в дом

 Да и выгнала потом".

 Ответы детей: сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок!                дети лепят воображаемый ком и                                                                                                                                                                        

                                                                       катят его от себя                                                                                                                                                                

Кати по снегу свой снежок –                      рисуют в воздухе круг
         Он превратится в толстый ком.                  рисуют три разные по величине
           И станет ком снеговиком.                         круга снизу вверх
           Его улыбка так светла!                              прикладывают ладони к щекам,                                      

                                                                       изображая широкую улыбку
           Два глаза, шляпа, нос, метла...                 показывают указательными                                                                                      

                                                                       пальцами глаза, ладонью –                              

                                                                       шляпу, кулачком правой руки –                                

                                                                       нос и воображаемую метлу 

  Но солнце припечёт слегка –                    поднимают руки вверх
           Увы! И нет снеговика!                               поднимают плечи и разводят                        

                                                                       руки в стороны, затем садятся на                        

                                                                       корточки, закрывая голову                    

                                                                       руками.

Воспитатель: Давайте, вспомним героев в этой сказке и покажем их пальчиками (заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух).

Но прежде чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты

должны подготовиться.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку. Что случилось с зайчиком в этой сказке? (дети дают полные, развёрнутые ответы - лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

Воспитатель: Какая у зайчика в сказке была избушка?

Ответы детей: (У зайчика была лубяная избушка).

Воспитатель: А, что значит лубяная?

Ответы детей: (деревянная)

Воспитатель: А, у лисы какая избушка?

Ответы детей: (Ледяная)

Воспитатель: Почему у лисы растаяла избушка?

Ответы детей: (Стало тепло)

Воспитатель: А, какая лиса была в этой сказке? Лиса очень хитрая, коварная, злая.

Воспитатель: Как лиса зверей пугала?

Ответы детей: (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам)                                                                                                                                        

Воспитатель: Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?

Ответы детей: (петушок)

Воспитатель: Каким был петушок?

Ответы детей: (смелым, храбрым, уверенным, решительным).

Воспитатель: Что можно сказать о зайце? Какой он?

Ответы детей: (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный)

Воспитатель: Как скажем про него теми же словами только ласково?

(добренький, слабенький и т.д.)

Воспитатель: А, какие слова он говорил?

Ответы детей: (несу косу на плечах, хочу лису посечи)

Воспитатель: Какими оказались собака, волк, медведь?

Ответы детей: (трусливыми)

Воспитатель: А, что было бы, если бы петушок не прогнал лису?

Ответы детей: (Беда ...)

Воспитатель: Что победило в сказке добро или зло?

Ответы детей: (Добро)

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Ответы детей: (Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь

в трудную минуту)

Физминутка в парах «Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Воспитатель:

Зайка наш в избушке жил            (руки над головой, пальцы соединены                    

                                                         между собой в виде домика)

Никогда он не тужил.                    (головой поворачивают из стороны в              

                                                         сторону)

Песню весело он пел                    (кивают головой)

И на дудочке дудел.                      (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала                  (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала                (хлопают в ладоши)

Теперь зайчишка грустный ходит                  (кружатся)

Себе он места не находит.           (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь                     (виляют «хвостиком», затем качаются из                                      

                                                        стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят            (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят                  (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог.                   (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому                (руки над головой, пальцы соединены                              

                                                         между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу.                    (обнимают друг друга)

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот»

Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса ... (Смеётся).

Собака трусливая, а петух .... (Смелый).

Зимой было холодно, а весной .... (Тепло).

Зайчик маленький, а медведь ... (Большой).

Весна пришла, а зима ... (Ушла)

Игровое упражнение на мимику "Покажи настроение".

Воспитатель: "Бывает, без сомнения,

                         Разное настроение,

                         Его попробуй показать,

                         Его попробуй угадать".

(Воспитатель показывает детям пиктограммы с разными эмоциями.

Дети называют эмоцию и показывают).

Воспитатель: Ребята, скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они построили себе домики? Покажите радость. (дети изображают радость)

Воспитатель: Какое чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять? (удивление, испуг).

Воспитатель: Каким стало настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика?

Ответы детей: (грустное). (У грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ).

Воспитатель: Какое чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика?

Ответы детей: (злость). (У лисы сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито машет кулаками и топает ногами.)

Воспитатель: Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик: 

-«Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная;

           пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться                                                                

           и меня и выгнала»;

Хитро, коварно как лиса: - «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по

закоулочкам».

(Дети повторяют за воспитателем.)

Грубо, медленно, как медведь: - «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;                                                                                                                                                               Смело, громко как петух: - «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи,  

            поди лиса вон».                                                              

(Дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же здесь интересное лежит? (хвостики). -Чьи они? (это заячий хвостик, лисий хвостик, волчий, медвежий, петушиный) (Дети проговаривают по очереди, чьи хвосты).                                                           Воспитатель: я по очереди буду дотрагиваться хвостиком руки ребенка и кого задел хвостик, тот ребенок и превращается в этого сказочного

персонажа. (Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.)

Воспитатель: Молодцы! Все с заданием справились. А теперь давайте с вами поиграем.

Покажем сказку нашим гостям? Надевайте шапочки персонажей.

(Драматизация сказки «Заюшкина избушка»)                                                                                                                                          

Воспитатель: Вот и сказочке конец,

                         А кто смотрел и слушал -молодец!

Воспитатель: Похлопаем нашим артистам. Молодцы.

                         Всем советуем дружить

                         Ссориться не смейте

                         Без друзей нам не прожить ни за что на свете ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Друг познается в беде" (старшая группа)

Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в проце...

Конспект НОД "Друзья познаются в беде"

Конспект НОД с презентацией по сказке "Пузырь, соломинка и лапоть"...

Конспект ООД ро речевому развитию в подготовительной к школе группе "Друзья познаются в беде"

Конспект оод по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Друзья познаются в беде"....

Конспект открытого занятия "Друзья познаются в беде"

Воспитать у детей сочуствие и сопереживание к окружающим. Помагать друг другу и окружающим....

Конспект просмотра открытого занятия «Друг познается в беде» ОО «Речевое развитие» (развитие речи) (старшая группа)

Творческое рассказывание детей -это такой вид речевой   деятельности, результатом  которой   является  самостоятельно придуманный  рассказ ребенка. данный материал п...

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Друзья познаются в беде»

Цель: обобщить знания детей по направлениям социально-коммуникативного развития....