Конспект просмотра открытого занятия «Друг познается в беде» ОО «Речевое развитие» (развитие речи) (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кантеева Вера Петровна

Творческое рассказывание детей -это такой вид речевой   деятельности, результатом  которой   является  самостоятельно придуманный  рассказ ребенка. данный материал поможет педагогу подготовить детей к умению связно рассказывать, владеть структурой построения текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_otkrytoe_zanyatie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №18»

Конспект

просмотра открытого занятия

 «Друг познается в беде»

ОО «Речевое развитие»

(развитие речи)

 (старшая  группа)

Подготовила и провела воспитатель

первой квалификационной категории

Кантеева Вера Петровна

                                                       

Программное содержание

Обучающие задачи:

Связная речь:

  • учить детей составлять связный рассказ по карточкам -схемам.
  • учить описывать выбранного героя, правильно называть наиболее характерные признаки, обозначенные на схеме (щенок: цвет шерсти, наличие пятен, форма глаз, носа, хвоста).
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, монологическую и диалогическую речь;

Словарь: 

  • активизировать образную лексику в описании животных, времени суток (солнечный, ясный, теплый, летний), собственного состояния человека (как в воду опущенный, голову повесил, горюет).

Грамматика:

  • формировать умение конструировать сложные предложения;
  • закрепить умение понимать смысл  пословиц и поговорок о домашнем животном, применять их в различных ситуациях.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать, делать выводы;
  • закрепить представление о домашних животных.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к животным;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и

дружбы.

Методы и приемы:

словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки, пословицы), беседа, рассказы детей;

наглядные: рассматривание карточек-схем.

игровые: д/игры «Описание щенка», «Отгадай загадку»,  «Разноцветный зонтик» (цветотерапия).

Оборудование: иллюстрации, мягкая игрушка щенок,кукла.

Словарная работа:

Предварительная работа:

- беседы о животных;

 - рассматривание иллюстраций, картинок;

 - чтение пословиц о животных

- чтение: «Репка»,  «Бременские музыканты», «Приключения Буратино» А. Толстого, «Дядя Федор, кот и пес» Э. Успенского

План

  1. Орг. Момент. Приветствие.
  2. Артикуляционная гимнастика «Язычок на прогулке»
  3. Сюрпризный момент. Кукла и Щенок
  4. Д/и «Описание щенка» .
  5. Физкультминутка «Щенок»
  6. Беседа о домашних животных.
  7. Игр. упражнение «Отгадай загадку»
  8. Рассказ по схемам  «Как человек заботиться о длмашних животных»
  9. Расскажи пословицу
  10. «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)
  11.  Подготовка к творческому рассказываю.
  12. Пантомимические этюды
  13. Произнеси скооговорку.
  14. Творчсеское рассказывание «Как Щенок спас Машу»
  15. Итоги занятия.

Ход занятия

  1. Орг. Момент. Приветствие.

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют  гости. Поздороваемся с ними.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. За окном солнечный  день. У нас отличное настроение. Хочется говорить всем только хорошие слова. Предлагаю организовать круг дружбы.

– Добрый день! - тебе сказали

– Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся!

(Дети стоят в кругу, берутся за руки. После последних слов поворачиваются друг к другу и улыбаются)

  1. Артикуляционная гимнастика «Язычок на прогулке»

Воспитатель:  Чтобы  говорить  красиво и  правильно произносить  звуки,  выполним упражнение для язычка.

(Дети по рассказ воспитателя выполняют артикуляционную гимнастику)

Воспитатель:  Жил был Язычок. Проснулся он однажды утром, Посмотрел вверх – солнце светит (язычок вверх), посмотрел вниз (язычок вниз)  – травка зеленеет, посмотрел направо (язычок вправо), посмотрел налево (язычок влево) и улыбнулся – прекрасное начало дня!

Вышел он на утреннюю прогулку. Около дома маляр красил забор (язычок вверх – вниз). Пошел язычок гулять по парку. По беговой дорожке бежала лошадь, копыта цокали  громко (язычок выполняет имитирующие движения). Рядом бежал жеребенок (его копытца цокали тихо).  Вдали по реке плыл теплоход и гудел («Ду-ду-ду»). Прогулялся Язычок и  вернулся домой.

III. Сюрпризный момент

Воспитатель: У нас сегодня в гостях кукла Маша и  щенок по кличке Дружок.

Кукла. Здравствуйте, ребята. Мы узналм, что вы умеете сочинять  сказки. Можно мы будем героями вашей сказки?

Воспитатель: А  почему  бы и нет. Присаживайся и слушай, как ребята готовятся к  рассказыванию  сказки.

IV. Д/и «Описание щенка»

Воспитатель: Посмотрите на щенка, и скажите: 

-какого цвета у него шерсть,

-есть ли пятна,

-на что похожи глаза и нос,

-какой формы хвост.       (Дети описывают щенка)

V.Физкультминутка «Щенок»

Воспитатель: Щенок как и все маленькие дети любит играть Поиграем вместе с ним.

Во дврпе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел. 

  VI.  Беседа о домашних животных. Отгадывание загадок.

(Дети отгадывают загадки и проверяют свои ответы по картинкам, сначала закрытым на доске)

Воспитатель:

Отгадайте загадки.

(3 ребенка  загадывают загадки.  Воспитатель открывает закрытые картинки на магнитной доске)

1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю» (Свинья)

2.Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю (Собака)

3.Хоть и бархатные лапки
Но зовут меня царапкой
Мышек ловко я ловлю
Молоко из блюдца пью (Кошка)

Воспитатель: Свинья, собака, кошка — это дикие или домашние животные?

Дети.  Свинья, собака, кошка — это домашние животные.

Воспитатель: А почему  их называют домашними?

Дети. Они живут рядом с человеком.

 VII. Рассказ  по схемам «Как человек заботиться о длмашних животных»

Воспитатель: Расскажите, как  человек  ухаживает за домашними животными

 VIII.  Расскажи пословицу

       Воспитатель:  Понимание необходимости заботиться о братьях наших меньших, их назначении  народ запечатлел в  устном   народном творчестве.Какие вы знаете пословицы и поговорки о собаках, например?

      Дети:

Собака человеку неизменный друг.

Не дразни собаки, и лаять не станет.

За то собаку кормят, что она лает.

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Собака на сене лежит — сама не ест и другим не дает.

Собака помнит, кто ее кормит.

Собачка лает — хозяину весть подает.

Воспитатель. Да ребята, собак-верный друг, она не предаст своего хозяина и будет служить ему верой и правдой.

 IX .Игра «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)

Воспитатель. Молодцы, мы вспомнили пословицы о собаках. А чтобы вспомнить, какие сказки мы читали, где собачка-сказочный герой., поиграем с разноцветным зонтиком.

(Воспитатель открывает зонт с разноцветными лентами, дети встают под него и  называют известную им сказку).

Ты под зонтик мой вставай,

Ленточку выбирай,

Про сказку  вспоминай,

И ребятам называй.

Дети: Репка (собака Жучка). Бременские музыканты. Приключения Буратино ( Артемон). Дядя Федор, кот и пес (Шарик). 

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Много сказок назвали.

X. Подготовка к творческому рассказываю.

Воспитатель. Вот и настала пора сочинять сказку. Посмотрим на карточку-схему (1) и скажем, что мы видим.

Дети: Домик, девочка, темный круг.

Воспитатель. Кругом мы обозначим щенка на схеме.

 На второй схеме мы видим елки и девочку. Что это может обозначать?

Дети: Девочка пошла в лес гулять.

Воспитатель.Какой был день, когда Маша пошла гулять в лес?

 Дети. Летний, теплый, ясный, солнечный.

Воспитатель. Скажите по-сказочному, как гуляла Маша в лесу.

Дети. Гуляла-гуляла и...  

Дети: и заблудилась.

Воспитатель. Маша не просто плакала, а...

Дети. Обливалась слезами горючими.

 Воспитатель. Лес был не просто темный, а...

Дети. Дремучий

Воспитатель. Ей стало не просто страшно, а...

Дети. Душа в пятки ушла.

Воспитатель. В лесу никого не было, она была...

Дети. Одна-одинешенька.

Воспитатель. Что может чувствовать человек, оставшись в лесу один?

Дети: Страх.

Воспитатель. Ребята, изобразим , что нам страшно...  

 X. Пантомимический этюд «Страх»

(Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях и прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат)

Воспитатель. Ребята, на карточках изображено, что случилось с Машей. Но, чтобы сказка получилась выразительной и интересной, нужно придумать, какой шенок был у Машеньки: его кличка, цвет шерсти, пятна, на что похожи глаза, нос, форма хвоста. Опишите его.

Дети. Щенка звали Рыжиком, он был весь рыжий, глазки, как черные угольки, нос сердечком, хвостик колечком.

Воспитатель. Вдруг девочка услышала... Что она могла усдышать?

Дети: Лай собачки.

Воспитатель. Девочка и удивилась и обрадовалась. Покажем это состояние на лице.

 XI  Пантомимический этюд «Удивление»

( глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.)

Воспитатель.Нашел щенок девочку и вернулись они домой.

Воспитатель. С каких слов вы начнете сказку?

Дети. Жили-были, как-то раз, жили-поживали.

Воспитатель. Какими словами закончите сказку?

Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец; вот тебе сказка, а мне кринка масла; стали они жить-поживать и добра наживать.

Дети. Щенок нашел в лесу Машеньку  и помог ей найти дорогу домой.

 XII «Произнеси скороговорку»

(в разном темпе, разным голосом, с разной скоростью)

Воспитатель:    Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока

XIII. « «Рассказывание сказки

(Дети выходят к столу, выбирают картинки и прикрепляют их к стенду)

  Итоги.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы учились сочинять сказку.  Молодцы. Вы справились с заданиями.

Что вам  понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Конспект открытого просмотра НОД «В гостях у гномов» (ОО «Речевое развитие» (Развитие речи), ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) (средняя группа))

Проведение открытого просмотра  занятия «В гостях у гномов» (Использование методов сказкотерапии в целях  речевого развития младших дошкольников в средней  групп...

открытое занятие "Друг мой волшебный мяч"

quot;Друг мой волшебный мяч"...

Конспект занятия «Друг познается в беде»

Конспект занятия "Друг познается в беде"...

Конспект открытого занятия "Друзья познаются в беде"

Воспитать у детей сочуствие и сопереживание к окружающим. Помагать друг другу и окружающим....