Главные вкладки

    конспект занятия по развитию речи старшаягруппа
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Наталья Геннадьевна Скворцова

    развитие речи старшая группа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

    Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым
    Тема: «Зимующие птицы»
    Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

    Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
    Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
    Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
    Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»
    Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.

    Ход занятия.

    Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
    (слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
    Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов. 
    ( Закрепление пройденного материала.)
    - Какое сейчас время года? (ответы детей)
    - Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)
    - Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
    - Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.
    - Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)
    Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».
    Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
    - Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика.
    (Синица)

    Вот птичка так птичка,
    Не дрозд, не синичка,
    Не лебедь, не утка
    Но эта вот птичка,
    Хоть и невеличка,
    Выводит птенцов
    Только лютой зимой.
    (Клёст)

    Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды
    - С первым снегом
    Тут как тут!
    (Снегирь)

    Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это ...
    (Снегири)

    Найдешь её в своём дворе,
    Она на радость детворе.
    Ты обижать её не смей!
    Эта птичка - ...
    (Воробей)

    Непоседа пёстрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.
    Вещунья белобока,
    А зовут её ...
    (Cорока)

    Всю ночь летает -
    Мышей добывает.
    А станет светло -
    Спать летит в дупло.
    (Сова)

    Всё время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит.
    (Дятел)
    Воспитатель: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
    воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
    Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
    Воробей – чирикает
    Ворона – каркает
    Сорока – стрекочет
    Синица – щебечет
    Снегирь – посвистывает
    Дятел – трещит
    Сова – ухает
    Клест – клекочет
    - Ребята, голоса птиц мы слышим ,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)
    Дыхательная гимнастика:
    Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).
    Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
    - Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки).
    Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
    - Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
    Игра: «Сколько слогов в слове?»
    - Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы во двор пошли гулять.
    Бабу снежную лепили,
    Птичек крошками кормили.
    С горки мы потом катались,
    А еще в снегу валялись.
    С горки все домой пришли,
    воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).
    Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.
    Чем можно угостить птиц:
    Воробья – хлебными крошками
    Снегиря – ягодами рябины, боярышника
    Синичка – любит сало
    Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу)
    Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
    - Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.
    Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
    Заканчиваем занятие стихотворением:
    Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К нам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма,
    Горсть зерна нужна.
    Горсть одна –
    И не страшна будет им зима.
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.
    4. Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

    1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

    1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

    1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...