Конспект открытого просмотра НОД «В гостях у гномов» (ОО «Речевое развитие» (Развитие речи), ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) (средняя группа))
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кантеева Вера Петровна

 

 

Проведение открытого просмотра  занятия «В гостях у гномов» (Использование методов сказкотерапии в целях  речевого развития младших дошкольников в средней  группе является одним из мероприятий по подготовке к проведению заседания педагогического Совета №1(2017-2018 уч.года) «Комплексный подход к становлению речевого развития дошкольников» Открытый просмотр занятия «В гостях у гномов» в средней  группе был проведен в октябре  2017 года.

Было представлено соответствующее оформление группы: иллюстрации к русским народным сказкам, декорации к драматизации сказки О.Шороховой «Жадный великан»

. Воспитанникик разучили скороговорки и  чистоговорки, подбирали антонимы и синонимы, отвечали на вопросы воспитателя,  называли любимые сказки.  Дошкольники с удовольствием участвовали в драматизации сказки О.Шороховой «Жадный великан».

В целях оздоровления с детьми были проведены  физкультминутка «Гномы утром рано встали», пальчиковая гимнастика  «Кто как ходит», артикуляционная гимнастика.На занятии были использованы приёмы арт – терапии : музыкотерапии, сказкотерапии, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Конспект

открытого просмотра НОД

«В гостях у гномов»

ОО «Речевое развитие» (Развитие речи)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 (Чтение художественной литературы)

(средняя группа)

Подготовила и провела:

воспитатель первой  

квалификационной категории

Кантеева В.П.

г. Саранск, 2017- 2018 уч.год

Программное содержание

Связная речь:

  • обогащать словарный запас детей;
  • активизировать в речи детей образные выражения (в тридесятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; пи вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать; что есть мочи)
  • поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

        Грамматический строй и словарь:

  • освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;
  • активизация в речи детей прилагательных

Звуковая культура речи:

  • развивать умение чистого произношения звуков родного языка:
  • свистящих и «ц», сонорных звуков («р»)
  • выразительно произносить чистоговорку и скороговорку, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи.

Обучающие задачи:

  • формировать у детей интерес к устному народному творчеству,

авторским сказкам О.А. Шороховой;

  • обобщить знания детей о сказках;
  • закреплять знания о фольклоре (загадки).

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую речь;
  • создать условия психологического комфорта средствами

сказкотерапии;

  • развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
  • развивать умения узнавать сказки и их героев;
  • развивать логическое мышление, внимание детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к устному творчеству, к сказкам.
  • воспитывать потребность в чтении сказок.

Методы и приемы:

  • словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки) беседа, рассказывание;
  • наглядные: иллюстрации к сказкам;
  • игровые: игра – драматизация.

Оборудование: 

- маски и атрибуты к игре-драматизации (колпаки гномов);

- листья деревьев (из картона);

- «сказочные» предметы;  игрушки;

- иллюстрации к сказкам, сундук, письмо, зонт.

Предварительная работа:

- беседа о народных и авторских сказках;

 - рассматривание иллюстраций к сказкам;

- чтение русских народных сказок и авторских сказок О.А. Шороховой

Методические приемы

  1. Орг. момент. Настрой на положительные эмоции
  2. Беседа о сказках.
  3. Д/игра «Узнай героя сказки»
  4. Сюрпризный момент.
  5. Скороговорка «Дом гнома-гном дома»
  6. Проговаривание чистоговорки
  7. Ритуал «входа» в сказку.
  8. Физкультминутка «Гномы утром рано встали»
  9. Артикуляционная гимнастика
  10. Игра-драматизация
  11. Пальчиковая гимнастика
  12. Д/и «Скажи по- другому»
  13. Пантомимический этюд «Удивление»
  14. Д/и «Скажи наоборот»
  15. Ритуал «выхода» из сказки.
  16. Итог занятия.

Ход НОД

1.Орг. момент. Настрой на положительные эмоции

(Дети входят в группу и встают полукругом около воспитателя)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня пасмурный осенний день. Чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодня у нас всё сложится  удачно, как  в сказках, которые мы очень любим.

(Дети встают в круг, держатся за руки и улыбаются друг другу)

II. Беседа о сказках.

(Воспитатель, обращаясь к стенду с иллюстрациями)

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами читаем много сказок. Назовите ваши любимые.

Дети. «Репка», «Колобок», «Красная шапочка»

III. Д/игра «Узнай героя сказки»

Воспитатель. А кто ваши любимые сказочные герои?

Дети (называют героев сказок)

Воспитатель. Ребята, у нас есть иллюстрации к сказкам.  Узнайте героев сказки

(Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к сказкам.

 Дети выходят к доске и называют и героев сказки)

Воспитатель. Молодцы, вы знаете и любите русские народные сказки.

IV. Сюрпризный момент

Воспитатель. Сегодня я пришла в детский сад и увидела сундук. Хотела открыть его, но он  не открывается, давайте произнесем волшебные слова, может сундук откроется.

(Дети произносят скороговорку)

Дети: Чок, чок, открывайся сундучок.

Воспитатель: Посмотрим, что там? Письмо.

(Воспитатель читает текст письма)

Здравствуйте дети. Мы живем в сказочной стране. Очень рады будем видеть вас у нас в гостях. Приезжайте, ждем.

Воспитатель. Странно, кто же нас приглашает в гости? Здесь есть подпись – загадка:

Он пришел из сказки к нам,

Постучал тихонько в дом,

В ярком красном колпачке —

ну, конечно, это …

Дети. Гном.

Воспитатель. А кто такие гномы?

Дети. Гномы - это сказочные персонажи, похожие  на карликов,

Гномы -  частые герои сказок и легенд.

Воспитатель. А про гномов сказку знаете?

Дети. «Белоснежка и семь гномов»

V.Скороговорка«Дом гнома»

Воспитатель. Ребята, про гнома мы знаем скороговорку.

Дом гнома-гном дома

(дети по очереди, в разном темпе  произносят скороговорку)

VI. Чистоговорка

Воспитатель. А еще знаем чистоговорку о гноме.

Громко-громко грянул гром

Вздрогнул и подпрыгнул гном

Напугали гнома

Перекаты грома

(Дети повторяют. Сначала все вместе, потом по очереди)

VII. Ритуал «входа» в сказку

Дети. Ребята, не забыли, сказочные гномы приглашают нас в гости. А попадем мы в сказочную страну с помощью колпаков, которые лежат в сундучке.  Одеваем  колпаки и встаем в круг.

Воспитатель: Но не просто так попасть в волшебную страну, где живут гномы. Мы должны произнести волшебные слова.

Вокруг себя повернись,

В сказочнойстране очутись.

Воспитатель. Вот мы и в сказке.  Никого вокруг не видно. Наверное, гномы пошли на прогулку.

VIII. Физкультминутка

«Гномы утром рано встали»

Гномы утром рано встали

За грибами в лес пошли  (ходьба на месте)

Приседали,  приседали.

Белый гриб в траве  нашли. (Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться.  

Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх)

Три часа в лесу бродили.

Все тропинки исходили.  (Ходьба на месте)

IX. Артикуляционная гимнастика

(Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику)

Воспитатель: Гномы еще с прогулки не вернулись. Ребята, прислушайтесь, сколько  необычных звуков вокруг.

Вот пробежал ежик. (Звук «ф» по 4 раза)

Проквакала лягушка (Ква-ква-ква-ква 4 раза)

Застрекотал кузнечик. (Звук «ц» по 4 раза)

Пролетел жук (Звук «ж» продолжительный)

За ним – комар (Звук «з» продолжительный)

А ветер дует все сильнее и сильнее  (Звук «ш» на продолжительном выдохе)

Где-то вдалеке бежит домой Лошадка  («Щелкать» высоко)

Он замерзла  (Звук «брр»4 раза)

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама  («Щелкать» низко медленно)

Она стала согревать Лошадку (Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)

Лошадка оказалась дома, согрелась и успокоилась.

Воспитатель: Хорошо в сказочной стране. Ребята, совсем недавно мы читали сказку О.А. Шороховой «Жадный великан».  Вспомним её.

(Воспитатель рассказывает сказку О.А. Шороховой («Жадный великан»)

X.Игра - драматизация

-В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жили-были маленькие гномики и большой великан.  Как-то раз позвали гномики великана в гости

Дети: Великан, приходи к нам в гости.

-Приготовили гномики торт. Увидел его великан, так и ахнул.  Торт такой огромный, такой вкусный, такой сладкий, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Стали угощать гномики великана:

Дети-гномы: «Скушай кусочек, скушай сладкий!»

- Не успели гномики три раза моргнуть, как великан накинулся на торт и весь съел, даже кусочка гномикам не оставил. Обиделись гномики на великана.

Стали гномики в игры играть. Прибежал великан, отнял все игрушки и закричал что есть мочи.

Великан: «Буду брать, буду отнимать!»

- Обиделись гномики.

Пошли они на поляну на солнышке греться.  И великан тут как тут: гномиков растолкал, самое теплое место выбрал, лег и радуется.

Увидело это солнышко, рассердилось, спряталось за тучи. Пошел дождь. Гномики нашли грибок и спрятались от дождя.  А великан большой, не может спрятаться пол маленьким грибком. Стоит под дождем, весь до ниточки промок. Стыдно стало великану за свою жадность.

Великан: «Где же вы, мои друзья, вы мне помогите. За жадность и обиды вы меня простите».

- Пожалели гномики великана, сорвали огромные листья и накрыли великана. Обрадовалось солнышко, выглянуло из-за туч, и дождь закончился.  Больше великан не жадничает.  Стали гномики с великаном дружить.

XI. Пальчиковая гимнастика

(Дети садятся на стульчики, потом подходят к столу)

Воспитатель. Ребята, покажите, как в сказке ходят маленькие гномики? А как большой великан? Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как идет великан и как идут гномики.

(Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют персонажей сказки: умеренный темп, громкие, тяжелые  движения пальцев — идет великан; умеренный темп, тихие, легкие движения пальцев — идут гномики.)

(Дети встают в круг)

XII. Д/ игра «Скажи по-другому»

Воспитатель. События в сказке происходят в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Это значит где?

Дети. Далеко-далеко.

Воспитатель. Не успели гномы три раза моргнуть, как торт был съеден великаном. Что означает «три раза моргнуть»?

Дети. Очень быстро.

Воспитатель. Отобрал великан игрушки у гномов и закричал что есть мочи. Как по-другому сказать «Кричать что есть мочи».

Дети. Кричать изо всех сил. Громко.

XIII. Пантомимический этюд «Удивление»

Воспитатель: В сказке говорится, что торт, который гномики приготовили для великана,  был такой, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Как вы понимаете это выражение?

Дети:Торт был большой

(Дети встают в круг)

Воспитатель. Торт был не просто вкусным, а очень вкусным, не просто сладким, а очень сладким. Ведь  глаза у него были не прищурены, а...

Дети:… открыты от  удивления.

Воспитатель. Каким бы вы сыграли великана, когда он увидел торт? Покажите удивленного великана.

XIV. Д/и «Скажи наоборот»

Воспитатель. Великан так привык, что гномы о нем заботятся,  забрал все игрушки  у гномов. Он говорил не ласково, а...

Дети: Грубо, резко.

Воспитатель: Не высоким голосом, а...

Дети: Низким.

Воспитатель. Не просил, а...

Дети: Требовал.

Воспитатель. Так какой же  был великан?

Дети: Жадный, грубый. А гномы были другие.

XV. Ритуал выхода из сказки

Воспитатель. Ну что же, хорошо сказка закончилась, а гномы все не появились. Пора нам возвращаться в детский сад, ребята. Я думаю, что вам понравилось быть маленькими гномиками. Произнесем волшебные слова:

Вокруг себя повернись,

    В сказочнойстране очутись.

.

XVI. Итог занятия

Воспитатель. Наша встреча со сказкой заканчивается.

Пора возвращаться в детский сад. Чему учит эта сказка?

Дети. Надо со всеми делиться, тогда и с тобой поделятся. С жадиной никто не хочет дружить.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Воспитатель.  До свидания. До новой встречи со сказкой.

Список использованных источников

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.,  1998
  2. Книга для чтения в детском саду и дома для детей 4-5 лет.  ОНИКС. - Москва 2006.  
  3. Ушакова  О. С. Занятия по развитию речи в детском саду.   М.

«Просвещение»,  1993г.

  1. Ушакова О.С. Гавриш  Н.В. Знакомим дошкольников с художественной  литературой. Конспекты занятий. М.- «Творческий центр», 1998.
  2. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотрапия и занятия по развитию связной  речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 208с.- (Программа развития)
  3. Интернет - источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по речевому развитию(развитие речи) и художественно-эстетическому(рисование)

Проект   «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи творчества дошкольников»Проблема развития речи - одна из самых острых...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...