Конспект занятия по развитию речи на тему "Что такое дружба"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вейцман Елена Ивановна

Дети получают письмо от Шапокляк, в котором она просит их рассказать, что такое "дружба" и построить "дом Дружбы". Дети по "кирпичикам" строят "дом Дружбы", выполняют при этом различные задания, отвечают на вопросы, играют, рисуют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi_.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи на тему «Что такое дружба»

Группа: подготовительная

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, речевое.

Цель: закреплять технические навыки детей в рисовании.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «настроение», учить определять эмоциональное состояние по графическому изображению, подбирать соответствующую картинку.
  2. Закреплять умение детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.
  3. Закреплять конструктивные способы решения конфликтных ситуаций,  способствовать их усвоению и использованию в поведении.
  4.  Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами. Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, картинки.
  5. Закреплять умение детей изображать портрет (правильно передавать пропорции лица, настроение человека), совершенствовать технические  навыки рисования.

Методы и приемы:

Наглядные: письмо от Шапокляк, пиктограммы настроения, картинки сказочных героев.

Словесные: беседа, вопросы, поощрение.

Практические: дидактические игры; специально организованная проблемная,  ситуативная  игра – драматизация; игры на активизацию внимания: «Ладошки», «Да-да-да, нет-нет-нет»; подвижная игра «Трон дружбы»; рисование «портретов друзей», физкультминутка.

 

Материалы и оборудование:

 Письмо от  Шапокляк; цветной картон для моделирования дома; пиктограммы настроения (веселое, грустное); картинки отражающие веселое и грустное настроение (тающая сосулька, туча, дождик, повядшие цветы, солнышко, радуга, веселая птица, новогодняя елка, красивые цветы); маски зайца и ежа; картинки сказочных героев: положительных (Леопольд, Айболит,  Карлсон,  Буратино,  Кот в сапогах), отрицательных (Баба  Яга, Змей Горыныч, Кощей, лиса, Лиса Алиса и  Кот  Базилио); оборудование для рисования портретов; звукозапись для игры «Трон дружбы».

 

Ход НОД:

В.: Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно? (показывает на конверте рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Д.: От старухи Шапокляк.

В.: Правильно, от  старухи Шапокляк (читает письмо, в котором Шапокляк просит ребят рассказать, что такое дружба и построить Дом дружбы)

В.: Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем, и построим дом для друзей, но работа эта не такая простая: чтобы получить необходимые кирпичики для Дома дружбы нам придется пройти длинный путь и выполнить не одно задание. Ну что, ребята, трудностей не боитесь, с заданиями справитесь? Тогда начинаем строить Дом дружбы по кирпичику.

Дети подходят к столу, где лежат первый «кирпичик» и пиктограммы.

В.:Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?

Д.:Один человечек грустный, а другой – радостный.

В.:Правильно, и сейчас мы с вами поговорим о настроении. Какое у вас сегодня настроение?

Д.:Хорошее, веселое и т.п.

В.:Почему вам радостно, весело?

Д.:Потому что нам интересно в детском саду, у нас много друзей.

В.:А с кем можно дружить?

Д.:С ребятами, родителями, соседями…

В.:Как вы думаете,  с чего начинается дружба?

Д.:С оказанной помощи, улыбки…

В.:Посмотрите внимательно на этих человечков, с чем можно сравнить их настроение (показывает грустного человечка, предлагает детям выбрать из картинок на столе те, которые отражают грустное (веселое)  настроение, объяснить свой выбор)

Д.:Грустное, безрадостное, печальное настроение можно сравнить с серой тучей, тающей сосулькой, увядшим цветком, холодным дождем…

 (показывает веселого человечка)

Д.:Веселое, радостное, счастливое настроение можно сравнить с доброй птицей, с солнышком, радугой, распустившимся цветком.

В.:Молодцы, мы первое задание и можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.

Дети проходят к следующему «кирпичику».

ИГРА «Да-да-да, нет-нет-нет»

В.:Ребята, вы знаете, какими  должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

В.:Молодцы, справились с заданием и второй кирпичик можно заложить в наш Дом дружбы. Идем дальше.

В.:Третий кирпичик лежит на нашем пути. Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться?

Д.:Мы можем приветствовать и прощаться с помощью рук.

 В.: Верно! А еще ладошки нам помогают играть с друзьями. Вставайте парами и повторяйте за мной.

ИГРА «Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правую ладошку

Мы похлопаем немножко

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом

Левой правую побьем.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлеп, шлеп,

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлепай.

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим.

В.:Молодцы, у всех ладошки дружные. Давайте положим  третий «кирпичик» в наш Дом дружбы.

Дети садятся на стульчики

В.: Ребята, а бывает, что вы ссоритесь? А из-за чего? (ответы детей). Итак, самая частая причины – вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же  дело и не уступаете друг другу. Представьте двух друзей, Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет качаться на качелях. Как помочь им не поссориться? Я сейчас прочту вам стихотворение, а вы послушайте.

«Заяц и Ёжик на качелях»

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как-то они на  прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели себе потянул.

Заяц: «Я первый!

А ежик: «Нет. Я!

Не уступают друг другу друзья

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Еж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

 (Обсуждение проблемы, поиск путей  ее решения)

В:Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?

Д.:Ежик не уступил ему качели.

В.:Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Д.:Нет.

В.:Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы и высказывания детей)

В.:Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ежик договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как-то они на  прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

(Подведение итогов)

В.:Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Д.:Уметь договариваться.

 В.: А вот и  четвертый кирпичик в наш дом, а пятый кирпичик положим в Дом дружбы, если выполним следующее задание.

На столе лежат картинки с изображением сказочных героев.

В.:Ребята, у меня на столе много картинок, на которых изображены сказочные герои, все они из разных сказок, с различными характерами и поступками. Выберите себе в друзья сказочного героя и объясните, почему вы его выбрали.

Дети выбирают и объясняют свой выбор.

В.:А почему вы не выбрали отрицательных героев? (ответы детей).

В.:С ними можно подружиться, но надо научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков. Среди таких героев – Шапокляк, но мы рассказали ей о дружбе, друзьях, теперь она поймет: в Доме дружбы могут жить лишь настоящие друзья, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.

Дети  кладут пятый «кирпичик» в Дом дружбы.

В.:У нас остался последний шестой кирпичик. Сейчас мы поиграем в игру «Трон дружбы».

ИГРА «Трон дружбы»

Дети под музыку бегают по кругу вокруг стульчика - «трона». С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул и все остальные говорят ему приятные слова.

В.:Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к  другу. Это значит, что дружба между нами хорошая и крепкая. Молодцы!

Кладут шестой «кирпичик».

В.: Незаметно кирпичик за кирпичиком мы построили Дом дружбы. Благодаря вашим стараниям и знаниям дом получился большой и светлый. Но в нем кого-то не хватает?

Д.:Друзей.

В.:Правильно, наших друзей, чтобы в доме было не только красиво, но и весело. А давайте мы их сейчас нарисуем.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете

В.:Тогда приступаем к работе.

Детям предлагают бумагу, карандаши, краски.

Р.:Замечательные работы у вас получились! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

 

В.:Ребята, я надеюсь, что Шапокляк много узнает о Дружбе, увидев наши рисунки, которые мы с вами ей отправим, и она поймет, что с друзьями жить весело и интересно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи о друзьях и дружбе

Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях. Формировать умение договариваться, ...

Конспект занятия по развитию речи у детей подготовительной группы Беседа о дружбе по художественным произведениям.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Познакомить детей ( новым художественным произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»....

Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дружба»

- обогащать лексику синонимами, эпитетами-  учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией, развивать  память, внимание.-   активизировать мыслительную...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Такой разный транспорт" (первая младшая группа)

Программное содержание:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили (такси), автобус, поезд, самолет, а также их основные части: кабину, кузов, руль, колеса, двери,...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим, грамматически правильно отраж...