Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «По сказочным тропинкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бичахчян Анаит Левоновна

Цель: приобщение детей к русской народной культуре посредством сказки, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи: развивать познавательную активность, закреплять знания о сказках, упражнять в образовании существительных в  уменьшительно ласкательном значении, развивать речевое творчество у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1028»

Конспект интегрированного занятия  по развитию речи в старшей группе

«По сказочным тропинкам»

Подготовила: воспитатель

Бичахчян Анаит Левоновна

Москва 2018г.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре посредством сказки, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи: развивать познавательную активность, закреплять знания о сказках, упражнять в образовании существительных в  уменьшительно ласкательном значении, развивать речевое творчество у детей.

Оборудование: мультимедийная установка, мнемотаблица,  массажная дорожка,  сундучок с поделками для мам.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и становятся в круг, выполняют разминку.

Встало утром Солнышко

И гулять отправилось,  (ходьба на месте)

И на нашей улице – всё ему понравилось… (повороты влево - вправо)

Побежало Солнышко золотой дорожкой, (бег на месте)

И попало Солнышко прямо к нам в окошко.  (складывание рук  в «окошко»)

Вместе мы отправились с солнцем в детский сад,  (ходьба  на месте)

Приласкало солнышко сразу всех ребят. (поглаживание себя по голове)

 В: Молодцы ребята, разминку провели, улыбнулись друг другу и нашим гостям, и сели на стульчики.

  • Дети,  сегодня утром придя в детский сад,  я не обнаружила сделанные вместе с вами подарки для наших мам… пропал сундук с нашими поделками. Что нам делать? (ответы детей).
  • Мы попробуем найти сундук с подарками … Но вы знаете что так просто нам его  не найти, вам нужно будет  выполнить задания и пройти испытания. И в этом нам помогут русские народные сказки.

А почему они так называются? (ответы детей)

  • Народные сказки придумал народ и передавал их из поколения в поколение, из уст в уста. Уста - в старину так называли  рот, губы.

И так, отправляемся в путь по сказочным тропинкам и вот первое задание.

Задание 1: Внимательно послушайте загадку,  и  попробуйте отгадать о какой сказке идет речь.

  • Он от бабушки ушёл,
    И от дедушки ушёл,
    Песни пел под синим небом,
    Для лисы он стал обедом. (слайд 2)
    (Колобок)
  • Нравом зол, цветом сер,
    Семерых козлят он съел. (слайд 3)
    (Волк и семеро козлят)
  • Бабушка за дедушку,
    Ухватилась крепко:
    «Ох, никак не вытянуть,
    Помогите, детки!»
    Добрые помощники
    Скоро набегут,
    Победит упрямицу
    Общий, дружный труд. (слайд 4)
    (Репка)
  • Сидит парень на печи,
    Уплетает калачи, 
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне. (слайд 5)
    (По-Щучьему велению)
  • Миша по лесу идёт,
    Короб на спине несёт – 
    Пироги для бабы с дедом
    Внучка Маша напекла -
    Несговорчивого Мишу,
    Вокруг пальца обвела! (слайд 6)
    (Маша и медведь)
  • Что за гостья в дом пришла, 
    К трём лесным медведям?
    Там поела, попила,
    В трёх кроватях поспала,
    А хозяева вернулись – 
    Еле ноги унесла! (слайд 7)
    (Три медведя)
  • Не послушался братишка
    Старшую сестрицу,
    И попил из лужицы
    Мутную водицу.
    Много горя принесла
    Им нечистая вода. (слайд 8)
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • У всех жёнушки как жёны,
    У него – лягушка,
    Но в итоге будет рад
    Этому Ванюша. (слайд 9)
    (Царевна-лягушка)
  • Утащили злые птицы
    Кроху-братца у сестрицы,
    Но сестричка, хоть мала,
    Все, же малыша спасла.
    Что за птицы в сказке были,
    И кому они служили? (слайд 10)
    (
    Гуси лебеди и баба Яга)
  • А какие волшебные предметы встречаются в сказке «Гуси-лебеди»?

( печка, яблоня, молочная река - кисельные берега). Продолжаем наш путь и навстречу нам  волшебная печка…(слайд 11).

  • А почему она волшебная? (ответы детей)
  • Нам нужно выполнить задание, чтобы найти  сундук. Дети обратите внимания на мнемотаблицу,  здесь спрятаны подсказки.

Задание 2:

Здесь пирожки из печи с разными  начинками:  вишня, яблоко, клубника, черная смородина,  малина.  А отгадка находится в  одном пирожке.

А в каком, сейчас попробуем ответить. Будьте внимательны.

 И так … этот пирожок испечен…

  1. Не из ягод зеленого и черного цвета
  2. Из ягод, которые  растут  на кустах в лесу
  3. Варенье из этих ягод очень любит Карлсон.

(достают пирожок с начинкой из малины)

Молодцы! Идём дальше … следующее испытание - молочная река - кисельные берега (слайд 12)

  • Что значит молочная река - кисельные берега? (ответы детей)
  • Это одно из популярных русских выражений. Оно- символ беззаботной, свободной, благополучной жизни.
  • Что делают из молока? (варят кашу…)
  • Я буду  называть крупу, а вы название каши …

Манка - манная

Греча - гречневая

Пшено - пшенная

Геркулес – овсяная

Пшеница - пшеничная

Рис - рисовая

Перловка - перловая

Кукуруза – кукурузная

Ячмень - ячневая

  • А какая каша  самая полезная? Каждая каша по-своему полезна и вкусна. В каше много витаминов, полезных для здоровья и роста детей.
  • Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание (игра с мячом). Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет».

Задание №3:

Сорока - белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко... (Да)

Куриное яйцо...   (Нет)

Крупа манная...   (Да)

Капуста кочанная...   (Нет)

Соленый огурец...   (Нет)

Мясной холодец...     (Нет)

Сахар да соль...   (Да)

Белую фасоль...   (Нет)

Масло топленное...   (Да)

Рыбка соленая...   (Нет)

Лавровый лист...   (Нет)

Чернослив и изюм...   (Да)

  • С заданием справились, нашли нужный предмет (кастрюля), идем дальше …

И навстречу нам яблоня. (Слайд 13)

Что растет на яблоне?

Здесь нужно рассказать о яблоке (синквейн)

Задание №4:

(Что это?) Яблоко

(Яблоко какое?) Зелѐное, круглое.

(Что делают с яблоком?) Срывают, режут, едят.

(Составим предложение со словом яблоко) Яблоко растѐт на яблоне.

(Ассоциация – обобщение)  Фрукты.

  • С заданием справились, получайте еще один предмет (волшебное яблоко) и шагаем дальше… видим избушку  Бабы – Яги (слайд 14)
  • Чтобы найти нужный предмет нужно перейти через мостик, но по мостику дальше пройдет тот, кто назовет  заданное мною  слово в уменьшительно- ласкательном значении.

Задание №5:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Воробей серый - воробышек серенький

Снег белый - снежок беленький.

  • Задание выполнено, и нам осталось найти последний предмет. Ребята внимательно посмотрите на мнемотаблицу.  Последний не найденный предмет это дерево… Вы  верно догадались! Сундук находится под березой. И мы сейчас считалочкой выберем, кто из вас пойдет за сундуком.

Мы нашли сундук, вы все молодцы! А эти поделки мы  подарим нашим мамам на День Матери.

Итог: 

  • Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось сегодня?

Но прежде чем ответить на мой вопрос,  предлагаю передавать друг другу  волшебное яблоко и каждому поделиться своими  впечатлениями о путешествии.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«По сказочным тропинкам»

Слайд 2

Колобок

Слайд 3

Волк и семеро козлят

Слайд 4

Р епка

Слайд 5

По щучьему велению

Слайд 6

Маша и медведь

Слайд 7

Три медведя

Слайд 8

Сестрица Алёнушка и братец И ванушка

Слайд 9

Царевна-лягушка

Слайд 10

Гуси -лебеди

Слайд 11

Волшебная печка

Слайд 12

Молочная река- кисельные берега

Слайд 13

Сказочная яблоня

Слайд 14

Избушка на курьих ножках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе "По лесным тропинкам"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса"....

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса»....

Квест – игра по развитию речи в старшей группе «По сказочным тропинкам»

Квест – игра по развитию речи в старшей группе «По сказочным тропинкам»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»

Конспектзанятия по развитию речив старшей группена тему «Сказочными тропами»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По лесным тропинкам»

Занятие составлено по ФГОС ДО, соблюдены все части занятия....