Презентация " Формирование грамматического строя речи"
презентация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
1 - 2 слайд
В настоящее время увеличилось число детей с нарушениями речевого развития. Таким детям тяжело в общении с ровесниками и взрослыми, их ждут трудности при обучении в школе.
Поэтому развитие грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальным.
3 слайд
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение им оказывает влияние на мышление ребёнка. Дети начинают мыслить более логично, учатся правильно излагать свои мысли. Не зря говорят, что грамматика - это логика языка.
4 слайд
Факторы, определяющие грамматические ошибки дошкольников :
1.Трудности овладения грамматическим строем языка.
2. Психологические особенности дошкольников ( развитие внимания,
памяти, мышления).
4. Неправильная речь родителей, педагогов.
5.Педагогическая запущенность.
5 слайд
Чтобы сформировать грамматически правильную речь детей нужно:
1.Создать благоприятную языковую среду.
2.Проводить обучение детей трудным грамматическим формам.
4.Формировать грамматические навыки в практике речевого общения.
5. Регулярно исправлять грамматические ошибки.
6 слайд
Выделяются три задачи по развитию грамматической стороны речи у детей средней группы.
1.Морфология.
Учить правильно, использовать все части речи.
Значительное место занимают существительные и глаголы, тем не менее, растёт использование имен прилагательных, наречий, числительных и местоимений.
2.Синтансис.
Обучать детей способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов простые и сложные.
3.Словообразованияе:
Подводить к созданию одного слова на базе другого однокоренного слова. Правильно образовывать слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний.
То есть, овладеть грамматическим строем речи в средней группе – значит научиться согласовывать слова в предложении; правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму родительного падежа мн. числа сущ., (лисята-лисят, зайчата-зайчат); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.
7 слайд
Методические приёмы, используемые в работе с малышами разнообразны. Ведущими приёмами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.
Образец.
Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается образец использования слов: надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.
Объяснение. Все слова изменяются. Но есть "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио. Они никогда не изменяются. Поэтому надо говорить: одно пальто, много пальто. Эти слова надо запомнить.
Указание.
Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон .
Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
8 слайд
Предметно-развивающая среда
Речевая развивающая среда в средней группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи.
9 слайд
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматически правильной речи детей средней группы осуществляется двумя с помощью дидактических игр и упражнений двумя путями:
-в общении на занятиях
-в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во второй половине дня.
Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Среди занятий направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделять следующие:
-специальные занятия, основное содержание которых - формирование грамматически правильной речи.
-часть занятий по развитию речи. Они должны быть непродолжительными и занимать 5-10 минут.
На занятиях по другим разделам программы также постоянно предоставляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. Например: в процессе формирования элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных (пять карандашей, шесть утят). Определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, шире.
При ознакомлении с природой дети упражняются в согласовании слов в предложении
Работа вне занятий проводится по трём направлениям:
1.Исправление грамматических ошибок в речи детей.
2.Индивидуальная работа с детьми.
10-11-12 слайд
Дидактические игры
Главным средством для формирования и закрепления грамматических навыков и умений у дошкольников являются специальные дидактические игры с грамматическим содержанием. Они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных слов и употреблении его в правильной форме.
Игры на морфологию. Например, в игре с предметами «Чего не стало?» дети усваивают формы единственного и множественного числа родительского падежа.
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- образование названий детёнышей животных;
- образование названий профессий;
- образование названий посуды;
- образование однокоренных слов
Например, игры «Скажи ласково», «Что из чего сделано?». Дидактические игры на совершенствование синтаксического строя речи являются важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов, например: «Закончи предложение», « Доскажи словечко» «Составь предложение», «Почемучка» и др.
Игры-драматизации предоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
13 слайд
Взаимодействие с семьей
Именно в общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами. Очень важна здесь роль родителей. Родители должны понять, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют большую роль в развитии ребёнка.
Педагог обязан познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать разнообразные дидактические игры на их устранение.
14 слайд
Заключения и выводы
Таким образом, важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности.
«Слово- есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром», писал К.С. Аксаков.
15 слайд
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи
Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использован...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Презентация "Формирование грамматического строя речи у детей"
Речевое развитие детей....
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....