Презентация " Формирование грамматического строя речи"
презентация по развитию речи на тему

Домова Светлана Вячеславовна

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

   1 - 2 слайд

В настоящее время  увеличилось число детей с нарушениями  речевого развития. Таким  детям тяжело в общении с ровесниками и взрослыми, их ждут трудности  при обучении  в школе.  

 Поэтому  развитие грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальным.

3  слайд

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение им оказывает влияние на мышление ребёнка. Дети   начинают мыслить более логично,  учатся правильно излагать  свои мысли. Не зря говорят, что  грамматика  - это  логика языка.

4 слайд

Факторы, определяющие грамматические ошибки дошкольников :

1.Трудности овладения грамматическим строем языка.

2. Психологические  особенности дошкольников ( развитие внимания,

   памяти, мышления).

4. Неправильная речь родителей, педагогов.

5.Педагогическая запущенность.

5 слайд

Чтобы сформировать грамматически правильную речь детей нужно:

1.Создать благоприятную  языковую  среду.

2.Проводить  обучение детей трудным грамматическим формам.

4.Формировать  грамматические  навыки  в практике речевого общения.

5. Регулярно исправлять грамматические ошибки.

6 слайд

Выделяются три задачи по развитию грамматической стороны речи у детей средней группы.

  1.Морфология.

Учить правильно, использовать все части речи.

 Значительное место занимают существительные и глаголы, тем не менее, растёт использование  имен прилагательных, наречий, числительных и местоимений.

2.Синтансис.

 Обучать детей  способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов простые и сложные.

3.Словообразованияе: 

 Подводить к созданию одного слова на базе другого однокоренного слова.  Правильно образовывать  слова  с помощью приставок, суффиксов и окончаний.

  То есть, овладеть грамматическим строем речи в средней группе – значит научиться  согласовывать слова в предложении;  правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму родительного  падежа мн. числа сущ., (лисята-лисят, зайчата-зайчат);  употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.

7 слайд

  Методические приёмы, используемые в работе с малышами разнообразны. Ведущими приёмами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.

Образец.

Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается образец использования слов: надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

Объяснение. Все слова изменяются. Но есть "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио. Они  никогда не изменяются. Поэтому надо говорить: одно пальто, много пальто. Эти слова надо запомнить.

Указание.

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон .

 Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

  8 слайд 

Предметно-развивающая среда

Речевая развивающая среда в средней группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи.

9 слайд

 

Формирование грамматически правильной речи

  Формирование грамматически правильной речи детей средней группы  осуществляется двумя с помощью дидактических игр и упражнений  двумя путями:

 -в общении на занятиях

-в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во второй половине дня.

   Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

    Среди занятий направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделять следующие:

-специальные занятия, основное содержание которых - формирование грамматически правильной речи.

-часть занятий по развитию речи. Они должны быть непродолжительными и занимать 5-10 минут.

    На занятиях по другим разделам программы  также постоянно предоставляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. Например: в процессе формирования элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных (пять карандашей, шесть утят). Определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, шире. 

 При ознакомлении с природой дети упражняются в согласовании слов в предложении

Работа вне занятий проводится по трём направлениям:

1.Исправление грамматических ошибок в речи детей.

2.Индивидуальная работа с  детьми.

10-11-12 слайд

Дидактические игры

Главным средством для формирования и закрепления грамматических навыков и умений у дошкольников являются специальные дидактические игры  с грамматическим содержанием.  Они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных слов и употреблении его в правильной форме.

 Игры на морфологию. Например, в игре с предметами «Чего не стало?» дети усваивают формы единственного и множественного числа родительского падежа.  

 Дидактические игры на словообразование  можно разделить на 4 подгруппы:

  • образование названий детёнышей животных;  
  • образование названий профессий;
  • образование названий посуды;
  • образование однокоренных слов  

Например, игры «Скажи ласково», «Что из чего сделано?».                                                                          Дидактические игры на совершенствование синтаксического строя речи являются  важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов, например: «Закончи предложение», « Доскажи словечко» «Составь предложение», «Почемучка» и др.

Игры-драматизации предоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.                                                                                                                                      

13 слайд

 Взаимодействие с семьей

Именно  в общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами. Очень важна здесь роль родителей. Родители должны понять, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют большую роль в развитии ребёнка.

Педагог обязан познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать разнообразные  дидактические игры на их устранение.

14 слайд

Заключения и выводы

 

 Таким образом, важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка является своевременное формирование у него грамматического    строя языка средствами разнообразной игровой деятельности.  

«Слово- есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в  первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром», писал К.С. Аксаков.

   

15 слайд

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи

Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использован...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....