Занятие по развитию речи «Хлебушко» (по ТРИЗ-технологии) в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хусаинова Алсу Фоатовна

Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта; формировать подвижность мысли; учить рассказывать по схеме; воспитывать уважение к хлебу через художественное слово. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hleb.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

«Хлебушко»

(по ТРИЗ-технологии)

Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для     здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта; формировать подвижность мысли; учить рассказывать по схеме; воспитывать уважение к хлебу через художественное слово.

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, доска и мел.

                                             Ход занятия

Воспитатель (В.). 

Ребята, дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

 Ты мой друг и я твой друг

Дружат все друзья вокруг

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне тут подружится (улыбнулись нашим гостям).

-Дети, давайте поиграем в игру «Да-нет», и посмотрим,  кто  из  вас  догадается о чем я говорю. А поможет вам схема.

Дети задают вопросы:

  • Это продукт?
  • Он рукотворный?
  • Раньше он был растением?
  • Он жесткий?
  • Он вкусный?
  • Он аппетитный?
  • Он пышный?
  • Он каждый день у нас на столе?
  • Без него еда вкусная? (хлеб)

Когда дети отгадают воспитатель берёт поднос с караваем, обносит детей, читая стихи С. Погорельского «Хлебушко».

Ребята, запоминайте, какие красивые слова в этом стихотворении сказаны о хлебе.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло. 

Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

В. Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.)

 Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Хлеб — самый необходимый продукт питания, почему?

Так как  в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

В. Игра «Логическая цепочка»

Хлеб-магазин-пекарня-тесто-мука-зерно-пшеница-поле-колхозники-земля – колосья-комбайн и т.д.

Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.)

Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный?

Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба?

 (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб.

Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Скучно стало одному хлебушку и он отправился искать своих родственников.

А кто же его родственники, узнаем из игры

«Чудесный мешочек»

(дети поочередно засовывают руку в мешочек, называют, что это, достают его)

Появляются его братья и сёстры — хлебобулочные изделия.

В. Назовите их! (Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.) Все рукотворные, они кормят людей.

Сегодня в наших магазинах много сортов хлеба: выпекают специальный хлеб для людей с разными заболеваниями. Наши пекари с врачами изобрели рецепт хлеба с названием «Здоровье». Много разных сортов хлеба с витаминными добавками. Какой необычный хлеб вы ели дома?

Много стало у хлеба родственников, а когда много народу, то устаешь, вот и наш хлеб устал  от шума, ему захотелось отдохнуть.

Приглашаю вас на минутку отдыха!

Дети выполняют движения, следя за звуками, чётко произносят слова:

Чтобы сделать каравай

Жернова быстрей вращай

Крепче трем зерну бока

Получается мука (вращение ладонями то вправо, то влево).

Дрожжи воздух собирали

Дрожжи тесто раздували

Вдох и выдох, вдох и выдох

Пух, пух. Ох. Ох

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь

Разрастись и поднимись (показать размеры)

Тесто белое пыхтело-ох ( присесть и встать)
тесто зрело и толстело-ох (развести руки и поворот вокруг себя)

Мы его слегка помяли

М веселкой повзбивали (помять) Дети садятся на места.

Но однажды хлеб обиделся на людей.

А узнать почему, мы сможем, если поиграем в игру

 «Хорошо-плохо!» ( на двоих детей дается одна предметная картинка, по ней один из детей называет что хорошо, а другой, что плохо)

Хлеб – хорошо (его едят, он полезный)

Хлеб – плохо (не доедают, бросают, он горелый, не пропеченный)

Конфета –хорошо (она сладкая, вкусная)

Конфета – плохо ( от нее болят зубы)

Таблетка  -хорошо (лечит людей)

Таблетка – плохо ( можно отравится)

В. А сейчас ребята мы с вами пофантазируем.

Предлагается проблемная ситуация.

Хлеба в магазине много, но его никто не покупает, почему?

Варианты ответов (Если хлеб чёрствый, засохший, непропечённый (сырой), подгоревший, пересоленный,

водой; покупатель без денег в хлебном отделе; сытый человек; когда хлебный магазин не работает)

  -  Наш хлеб подружился с другими продуктами питания. Самая первая его подруга — соль. Хлеб и соль — это символ дружбы народов, мира, покоя. С ним встречают дорогих гостей. Старинный русский обычай остался до наших дней. Считалось, что каравай надо отломить, самому попробовать и других угостить.

Поиграем в игру «Веселый бубен».

«Ты катись, веселый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый бубен

Тот пословицу (считалочку, чистоговорочку ) о хлебе

Тут же скажет нам.

пословицы о хлебе:

«Хлеб – всему голова»

«хлеб – батюшка, а вода- матушка»

«Будет хлеб, будет и песня»

«Много хлеба, много снега»

«Доплясались, что без хлеба остались»

«Не шуба, а греет».

«От хлеба и соли не отказываются».

«Будет хлеб – будет и песня»

«Пока есть хлеб и вода- все не беда»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Плох обед, коли хлеба нет»

Чистоговорки:

Жок-жок-жок это пирожок

Жок-жок-жок кушай дочка пирожок

Ач-ач-ач кушай наш калач.

Считалочки о хлебе:

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба урожай

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки

Г. А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если...

  • ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
  • ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
  • ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
  • ТЕСТО + ТВОРОГ = ВАТРУШКИ
  • ТЕСТО+ ЯБЛОКИ= ПИРОГ
  • В. Попробуем в шутку придумать и новые слова. (выставляются предметные картинки  с названиями)
  • БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
  • СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
  • ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т.д.
  • Пирожное + крем= пикрем
  • Баранки+ калач = барач

Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Очень ценным был хлеб по время  ВОВ. Не было зерна, хлеб пекли из шелухи, травы. И такой хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь.

Знаете ли вы, что есть такой музей, где хранится маленький кусочек хлеба? Это музей Великой Отечественной войны. В осажденном врагом городе Ленинграде люди голодали. В пайках они получали маленький кусочек хлеба, который спасал им жизнь. (показ слайда)

К счастью, у нас хлеб не является музейным экспонатом, но все равно он в чести у всех.

Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но относиться к нему как нужно?

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как путешествовал хлеб по схеме всего занятия. Дети рассказывают по цепочке, пользуясь схемой.

Примерный рассказ:  ( слайды)«Жил-был хлеб. Отправился он путешествовать. Сначала он узнал о своем прошлом. Прежде, чем стать хлебом, он был зерном в колоске, мукой и тестом. Хлеб создали руки крестьян, мельников, пекарей. Кормить — его главное дело.

Потом хлеб познакомился со своими родственниками: бубликами, баранками, сухариками, печеньем, пряниками, сладкой соломкой, пирожными и тортами. Всем здесь было весело, но очень тесно и шумно. Новая подруга, которую нашел хлеб –это соль. Люди научились готовить из хлеба много разных блюд.

        Ребята, сегодня мы узнали, какой долгий путь проходит хлебное зернышко. Теперь , я думаю, каждый из вас уважительно и бережно будет относиться к хлебу.

А сейчас приготовим из теста разнообразные хлебобулочные изделия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Репка»Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитател...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами лепки, с использованием ТРИЗ технологий: «Помогите колобку!». Старшая группа. 2020г.

Организованная образовательная деятельность «Помогите колобку!» по познавательному развитию для детей старшей группы, с элементами лепки и  использован...

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии для 1 младшей группы "По следам Колобка"

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии для детей 1 младшей группы. Тема: "По следам колобка".Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей,  позволяющих р...