НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Уточнить и обобщить знания детей в области художественной литератуы.Развивать связную речь.Учить составлять описательные рассказы об игрушках и рассказы по схематическим модулям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

и ознакомлению с художественной литературой  

Составила: воспитатель

Безбородова В.И.

Программное содержание:

Уточнить и обобщить знания детей в области художественной литературы.

Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог.

Развивать связную речь детей.

Учить составлять описательные рассказы об игрушках, по схематическим модулям.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование  прилагательных и существительных.

Воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звуки русского языка.

Продолжать воспитывать у детей отзывчивость к игровым персонажам, вызвать желание  помогать им.

Материал:

Волшебный сундучок, игрушка – Заяц, иллюстрации к сказкам, картинки схемы, картинки Времена года.

Методические приемы:

Создание игрового момента, беседа по вопросам, чтение стихотворений, пословиц, потешек, считалок, литературная викторина: «Угадай, из какой сказки», составление описательных рассказов об игрушке, по картине, пересказ сказки детьми, словесные игры: «Кто что делает?», «Доскажи слово». Сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение сказок, загадок, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов.

Ход занятия.

I.Воспитатель показывает сундучок и говорит детям:

Вот волшебный сундучок

Но на нем весит замок.

Чтоб открыть его смогли,

Нужно знать простое слово

Только скажете - готово?

Какое же это слово.

Д. – Пожалуйста

В. – Дети, весной и летом  я на завалинке сижу. На народ гляжу. Все  всегда запоминаю, в сундучок свой собираю. А в нем и стихи и загадки, пословицы и сказки.

Артик. Гимнастика

В.   - Вот отгадайте  мои загадки:

    1. У кого сто рук, и одна нога (дерево)

    2. Он сидит послушный очень,

 Лаять он совсем не хочет,
              Шерстью он большой оброс,

  Ну конечно это — (пёс)

    3. Разноцветное коромысло

        Над рекою повисло (радуга)

В.-  А вы знаете загадки? (ответы детей)

В.- Молодцы, дети. А кто из вас мастак пословицы и поговорки рассказывать. Например:

      -Весенний дождик лишним  не бывает.

      - Береги свой нос в сильный мороз.

В.-А теперь вы!

В.- Давайте вспомним потешки (ответы детей)

В.- Спасибо, мальчики и девочки, наполнили мой сундучок загадками, пословицами, потешками. Помогите мне, пожалуйста, наполнить сундучок стихами. – Чтение стихов  детьми.

В.- Дети посмотрите, к вам пришел в гости заяц, у него в лапках узелок. Ой, там сказки. Они волнуются, боятся, что вы их забыли.

Сказки просят:

А сейчас

 Вы,  друзья

Узнайте нас.

1.А мишутка  увидел в своей кроватке девочку и завизжал: «Вот она! Держи! Держи! /три медведя/

2.Муха, Муха-Цокотуха, 
Позолоченное брюхо! 
Муха по полю пошла, 
Муха денежку нашла. 

3.Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить /теремок/

4. Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки.

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!(кот, дрозд, петух)

5.«Зачем тебе такой бычок? – удивился дед.- Сделай, я знаю зачем.

Дед сделал из соломы бычка и осмолил его».

II.В. - А сейчас, дети, по звукоподражанию определите животное и скажите, что оно делает,  когда так кричит:

1.Ку-ка-ре-ку - кто это? Петушок…

Что он делает? Кукарекает.

2. Хрю – Хрю - Хрю  - кто это? Поросенок.

Что он делает? Хрюкает.

3.Чик-чирик – Кто это? Воробей.

Что он делает? Чирикает.

4.Кря - Кря – Кря - Кто это? Утка.

Что она делает? Крякает.

5.Фрр – фрр -  Кто это? Ежи

Что он делает? Фыркает.

Доскажи слово.

Ра - ра- ра  - начинается  иг - ра

Ры - ры - ры – у мальчика ша - ры

Ор- ор –ор- созрел  красный поми  -  дор

Ир- ир- ир - мой папа коман - дир

Арь – арь – арь  - во дворе висит фон - арь.  

III.

1.В.- Ребята, давайте, сделаем что-то приятное для зайца.

- Например, составим рассказ о нем. Например: Это заяц. Он белый. У него длинные  уши, короткий хвост, черные усы, голубые глаза и т.д.

В.- Заяц, что умеет делать?

-Как можно назвать его ласково?

- У зайца длинные уши, как можно назвать по - другому.

2.Заяц: молодцы, ребята, мне очень понравились ваши рассказы обо мне. И я хочу с вами поиграть.

Физкультминутка.

Зайка скачет скок-скок-скок!

Приседает, слушает-

Не идет ли волк?

Раз - согнулся, разогнулся,

Два нагнулся, потянулся,

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

3.В.- Занимайте свои места, ребята.

-Какое сейчас время года? (Ответы детей)

Сейчас, мы должны с вами составить схематический рассказ  о весне. Наступила весна. На небе ярко светит солнышко. Солнышко греет землю. Снег тает. Ручейки бегут, журчат. На деревьях скоро появятся листочки. На земле зеленеет травка. Выползают жучки. Птички прилетели, они строят гнёздышки, поют песенки. Хорошо весной! (Ответы детей)

Обобщение. Воспитатель от имени зайца: Молодцы, ребята. Мне у вас очень понравилось. Вы такие умные, рассудительные. Я у вас многому научился.  Научу этому своих детишек-зайчат.

.

Литература.

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Воронеж,2009.
  2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2003.
  3. Ушакова О. С., Гавриш Н.В. Знакомим  дошкольников с литературой. М., 2003.
  4. Ушакова О. С.Занятия по развитию речи в детском саду. М.,1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...