Фольклорный театр в мире доброты и сказки
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Борзилова Любовь Николаевна

Содержание данного мероприятия – устное народное творчество Ракитянского района (жанр «Фольклорный театр». Вид театра – скоморошество, театр Петрушки, раек).

Мероприятие носит досуговый характер, построено с учетом  основных видов деятельности дошкольников (коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора). Таким образом, реализуется требования федерального образовательного стандарта об организации образовательной деятельности на основе видов детской деятельности, характерных возрасту детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ракитянского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4» общеразвивающего вида

Тема: Фольклорный театр в мире доброты и сказки                

Подготовила:

воспитатель МДОУ «Детский сад №4» общеразвивающего вида

Борзилова Л.Н.

Ракитянский район

2018

Аннотация. Содержание данного мероприятия – устное народное творчество Ракитянского района (жанр «Фольклорный театр». Вид театра – скоморошество, театр Петрушки, раек).

Мероприятие носит досуговый характер, построено с учетом  основных видов деятельности дошкольников (коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора). Таким образом, реализуется требования федерального образовательного стандарта об организации образовательной деятельности на основе видов детской деятельности, характерных возрасту детей.

Форма образовательной деятельности – культурная практика в форме досуговой деятельности.

Тема:  Фольклорный театр в мире доброты и сказки.                

Участники культурной практики: воспитанники старшей группы, воспитатель группы.

Цель: развитие у старших дошкольников умения игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о видах фольклорного тетра.  Продолжать учить составлять загадки описательного характера, играть в народные игры.
  2. Развивать интонационную выразительность речи старших дошкольников и умение соблюдать этику общения в условиях коллективного игрового взаимодействия.
  3. Воспитывать интерес к фольклору Белгородской области и Ракитянского района.

Предварительная работа: знакомство с многожанровым устным народным творчеством Ракитянского района: чтение сказок, заучивание пословиц и поговорок, чтение детям загадок, знакомство с народными играми. Проведение занятий познавательного характера по теме «История развития фольклорного театра» на Руси.

Используемые методы и приемы: сюрпризный момент (использование игровых персонажей), игры, чтение произведений художественной литературы и фольклора.

Оборудование и материалы: костюмы игровых персонажей (1 скоморох), кукла Петрушка, оборудования для театра Петрушек и театра раёк, атрибуты и оборудование к народным играм.

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, восприятие произведений художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, игровая.

Ход мероприятия:

Над ширмой театра Петрушки появляется кукла Петрушка.

Петрушка:

Здравствуйте, ребята!

Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!
 Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас я с вами,
Да так, что вы расхохочетесь и сами!

Вас много интересного ждет!

Много игр, много шуток

И веселых прибауток!

О театре расскажу,

Много интересного покажу.

 Петрушка: Вы знаете, что такое театр?

Дети: да

Петрушка:

  А как вы думаете,

Театр всегда был такой,

 Где есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг?

Дети: отвечают.

Ведущий – скоморох. Добрый день, ребята. Я знаю ответы на все вопросы Петрушки. А вы знаете кто я? Я - скоморох. Именно со скоморохов начинался театр на Руси. И было это давным – давно (слайд 2). Скоморохи ходили по городам и селам и показывали разные представления. Посмотрите на экран. Иногда с медведем или козлом (слайд 3). В настоящее время медведи бывают не в театре, а в цирке (слайд 4). А театре бывают другие животные, например кошки. Посмотри фильм о театре Кошек.

Видеоролик Уроки Доброты в Театре Кошек Куклачёва.

Вот сегодня я – скоморох Прошка.

У меня у скомороха Прошки

Добрых игр да забав полное лукошко.

Собирайся народ

Становись в хоровод!

А в хороводе мы поиграем в старинную игру Белгородской области, которая называется «Солнышко». Игра вам знакома и правила вы знаете. Давайте вспомним слова игры. Описание игры:   дети встают в круг. «Солнышко» стоит посередине круга, все поют:

 Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

 А зима теплее,

 А весна милее!

 Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и становится солнышком).

Сначала я буду солнышком (игра повторяется 3-4 раза). Игра понравилась? Ну продолжим веселиться.

Ведущий – скоморох. А теперь посмотрите, на столе стоит коробка. А в ней  это один из видов старинного театра, который называется раек. Зрители за деньги смотрели в небольшие отверстия  и видели там диковинные картинки. Посмотрите и вы. В этом театре сегодня картинки о добрых делах взрослых и детей. Сами увидите. Дети  по очереди смотрят сюжетные картинки, называя действия на них после того, как скоморох спросит: что ты увидел на картинке? Женя, как доброе дело ты увидел на картинке? А то, что ты увидел, можно назвать добрым делом? (Картинки: дети сажают деревья, помогают взрослым др.).

А с теми картинками, что у нас еще есть в райке, мы поиграем. Игра называется «Придумай загадку». Дети берут картинку,  придумывают о ней описательный рассказ, в форме загадки. При правильном отгадывании, дети картинку показывают.

Я вам дам картинку, а вы придумаете о ней загадку. А покажите картинку, только когда её правильно отгадают. Вот, к примеру, у меня нарисован предмет, на котором можно ехать и помогать палками.  Что это?

Дети: лыжи

Скоморох.   Я - скоморох, я частый гость на ярмарках, на балаганных играх и забавах. Здесь бывали не только гости, но и ряженные. Они надевали на себя маски, костюмы и веселили народ. Сейчас я вам предлагаю стать ряжеными, надеть шапочки и  поиграть. Игра называется «Говорящая шапка». Вы передайте мою скоморошью шапку по кругу, а я буду играть, а когда музыка остановится, вы расскажите о своем герое. Вот я сейчас надену шапку свиньи и расскажу о себе. «Я большая и жирная свинья хрю, хрю. Я все время есть хочу». Дети выполняют движения.

 Вот и заканчивается наш балаган, на котором мы показывали те театры, которые были на Руси раньше.

А вам о них напомню.

Театр? Театр бывает разный,

Шумит здесь яркий балаган,

Вот из-за ширмой -Петрушка –

Бойкий мальчуган.

Вертеп откроет двери чуду,

Здесь ангелы живут повсюду.

В райке картинки замелькали,

О мире новое узнали,

Скоморохи народ развлекали,

Медведя водили, зевак собирали.

Скоморох. Мне очень понравилась встреча с вами. Вы много знаете, правильно отвечали на мои вопросы, я с радостью с вами играл  в разные игры. На память о нашей встрече я дарю вам подарок - самодельных куколок, с ними вы поиграете в группе. Скоморох дарит подарки и рассказывает приговорки:

  1. А подарок мой не дорогой,

Но дарю его я с добротой.

  1. Хороший подарок душу греет.
  2. На маленьких подарках держится дружба.

Использованная литература:

  1. Анищенко, Н.С. Традиционные календарные праздники села Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области. Актуальные исследования в сфере культуры и искусств (Молодые исследователи в музыке, культуре, науке): материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Белгород, 15 апреля 2011 г.) /Отв. ред. С. А. Колчин, Л. Н. Сушкова. – Белгород: ИПЦ Политера, 2011. – 243 с.
  2. Веретенников, И.И. Белгородские карагоды. – Белгород. Везелица, 1993. – 114 с.
  3. Котеля, В.А. Казачьи песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГУК «БГЦНТ», 2010. – 49 с.
  4. Культура Ракитянского района; традиции и инновации / под ред. Е.А. Чефоновой. – Белгород: Белгородская областная типография, 2015.- 355 с.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

  6. Уроки Доброты в Театре Кошек Куклачёва. – [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://www.youtube.com/watch?v=TBf1NpcJURs (дата обращения  05.12.2018)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».

Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».Актуальность и перспективность опыта. Для современного этапа развития системы дошко...

Анализ выступления детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» на районном фестивале-конкурсе художественного творчества дошкольников «Звезды на ладошке», посвященного Дню рождения Хабаровского края

При составлении сценария перед руководителем музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» стояла задача, чтобы каждый ребенок получил свою, пусть небольшую роль. Одни играли на деревянных ложках,...

Презентация дополнительной общеразвивающей программы музыкально-фольклорного театра "Народная копилка"

Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осоз...

Содержание образовательных мероприятий по реализации задач проекта «История развития фольклорного театра»

История развития фольклорного театра на Руси – это история развития театрального искусства в России в целом. Знания об истории развития театра, представленные детям старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»

Интегрированное занятие в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект беседы в младшей группе на тему: «В мире доброты» (о добре и зле в сказках)

Конспект беседы в младшей группе на тему: «В мире доброты» (о добре и зле в сказках). Задачи: -обобщить и расширить знания детей о доброте, вежливости добрых поступках; - расширять предста...