Образовательный проект «Развитие связной речи детей 5-7 лет с ОНР в процессе театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)

Жирнова Алена Владимировна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения

Муниципальных образовательных учреждений»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор  проекта:

Жирнова А.В.,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

2018

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный( 2017-2018, 1 учебный год)

Актуальность проблемы

Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка  в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.

Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения ( В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие).

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я  искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрализованных постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Театрализованная деятельность решает ряд вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

  Участники проекта: воспитанники старшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Цель проекта: развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.

          Для решения поставленной цели  были поставлены следующие задачи:

  • создать для детей атмосферу, которая побуждала бы их к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;
  • создать развивающую художественную среду, стимулирующую художественно-речевую  деятельность;
  • формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения.
  • развивать как вербальные (речь) так и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима) активизировать словарь ребенка.

Принципы  реализации работы по проведению театрализованной деятельности:

  • Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
  • Принцип наглядности театральных остановок
  • Принцип доступности, подбор доступного материала
  • Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности.

Предметом является театрализованная деятельность.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение  театрализованных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет, способствовать успешному развитию всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- диагностика речевого развития детей;

- наблюдение за детьми в ходе театрализованной игры и в свободной деятельности;

- анкетирование, консультации, беседы;

Новизна  проекта заключается в признании:

- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;

- в приоритете активного, диалогического способа обучения перед репродуктивным.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи у дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному развитию связной речи дошкольников с ОНР.

 Познавательная значимость состоит в том, что театрализованная деятельность позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Работа по реализации данного проекта включает в себя несколько этапов.

  1. Подготовительный этап (июнь-сентябь 2017 года)

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата

Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию

Наблюдение

Июнь 2017

Анализ   и  подбор научно-практической, методический литературы;

Изучение и подбор литературы

Июль 2017

Разработка методических материалов по использованию театрализованной деятельности для речевого развития детей.

Изучение литературы, источников в сети интернет.

Июль – сентябрь 2017

Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

Составление плана работы по театрализованной деятельности;

Центр Театра»

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Теневой театр.

Пальчиковый театр.

Театр Би-ба-бо.

Детские костюмы для спектаклей.

Взрослые костюмы для спектаклей.

Элементы костюмов для детей и взрослых.

Атрибуты для занятий и для спектаклей.

Ширма для кукольного театра.

Июнь 2017-Май 2018

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА  РАЗВИТИЯ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Диаграмма

речевого развития  детей группы компенсирующей направленности

июнь 2017 года

II. Практический этап

1 блок – работа с детьми

Октябрь

Неделя

Содержание работы

           Цели

     Форма работы

1 неделя

« Что такое театр?»

Русская народная сказки «Колобок»

Дать представление о театре. Формировать интерес к разным театральным жанрам.

1.Беседа с детьми о театре

2. Просмотр презентации о видах театра

3.Прослушивание русской народной сказки «Колобок».

2 неделя

Знакомство с персонажами

р/н сказки «Колобок»

«Кто такие актеры»

«Профессии театра»

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Развивать внимание, память.

Развивать правильную дикцию.

1.Беседа-диалог.(Зачем нужны декорации?

2.Распределение ролей.

3.Работа над текстом, заучивание ролей.

3 неделя

«Работа в паре, заучивание текста сказки по ролям»

Учить слушать партнера, понимать его эмоции.

Развивать у детей умение пользоваться жестами, мимикой, выразительной речью.

1.Общение с партнером.

2.Работа над текстом, чтение по ролям.

4 неделя

 

Спектакль по мотивам

русской  народной сказки «Колобок»

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев.

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, эмоциям людей.

1.Репетиция с учетом оформления.

2.Показ спектакля«Колобок»

3.Составление фотоальбома о спектакле.

Ноябрь

       Неделя

 Содержание работы

Цели

                Форма работы

 1 неделя

Знакомство с пиктограммами

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру.

Учить определять состояние окружающих людей.

Разучивание пантомим

«Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки».

 2 неделя

Игры на развитие речевого дыхания.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию

Учить строить диалоги.

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот».

 3 неделя

Ритмопластика

Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности: ловкость,

гибкость, подвижность.

Активизировать познавательный интерес к театру.

Ритмопластические упражнения «Как живешь?», «Считалочка»

Разучивание стихов

Просмотр театральной постановки

 4 неделя

Д/И «Настроение»

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу.

1.Какое у тебя настроение

2.Занятие-игра «Солнышко и паровозик»

Декабрь

Неделя

Содержание работы

Цели

            Форма работы

1 неделя

Сказка « Маша и медведь»

Вызвать у детей желание участвовать в игре-спектакле. Развивать внимание, память. Расширять представления о различных чертах характера литературного персонажа.

1Разучивание частушки к вводной части спектакля.

2.Прослушивание русской народной сказки «Маша и медведь».

3.Характеристика героев сказки.

4.Рассматривание иллюстраций к сказке.

2 неделя

Знакомство с куклами героями сказки

Закреплять правильное произношение всех звуков, слов, предложений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Прививать навыки управления куклами.

1.Беседа о ролях спектакля, распределение ролей.

2.Заучивание текста героев

3.Обучение  управлять куклой.

Изготовление декораций к спектаклю.

3 неделя

Работа над текстом сказки

Учить понимать эмоции партнера ,мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа.

1.Взаимодействие с партнером. Работа над текстом. Чтение по ролям.

2.Дикция,жесты,

мимика.

4 неделя

Показ кукольного спектакля «Маша и медведь».

Совершенствовать навыки в управлении кукол.

Добиться четкости произношения, выразительности речи.

Прививать любовь к русским народным сказкам.

1Репетиция вождения кукол на ширме.

2.Прогон кукольного спектакля с декорациями.

3.Репетиция.

Январь

  Неделя

Содержание работы

              Цели

      Форма работы    

 1 неделя

 «Пальчиковый театр».

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности; познакомить с театром рук.

Учить интонационно- выразительно воспроизводить заданную фразу.

1 «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.

 2 неделя

Русская народная сказка « Теремок»

Учить детей запоминать текст, свои роли. Читать громко, четко проговаривая слова и выражения.

Развивать особенности сценического выражения.

1.Прослушивание постановки «Теремок».

2.Обсуждение образов действующих лиц.

3.Повторение отдельных отрывков из текста.

4.Распределение ролей

5.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное)

6.Репетиция.

 3 неделя

«Пальчиковый театр»по сказке «Теремок»

Упражнять в создании образа.

1.Поведение действующих лиц.

2.Читка по ролям.

3.Репетиция.

 4 неделя

Показ сказки воспитанникам младших групп.

Уточнить готовность постановки к показу.

1.Подбор музыкального сопровождения.

2.Репетиция с декорацией.

3.Повторение трудных эпизодов.

4.Генеральная репетиция

Февраль

  Неделя

Содержание работы

              Цели

      Форма работы    

 1 неделя

Знакомство с театром из деревянных фигурок.

Чтение сказки «Три поросенка» с дальнейшей инсценировкой

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.

Учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

1.Беседа о театре

2.Обсуждение образов действующих лиц.

3.Повторение отдельных отрывков из текста.

4.Распределение ролей

5.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное)

Показ сказки

 2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

разучивание скороговорки; пальчиковые игры

 3 неделя

Чтение и инсценировка сказки «Волк и лиса»  Театр кукол «би-ба-бо»

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1.Беседа по содержанию сказки

2.Распределение ролей

3. Заучивание слов героев

4Показ сказки «Волк и лиса»

 4 неделя

Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

1Парная работа детей на фланелеграфе

2. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки»

Март

  Неделя

Содержание работы

              Цели

       Форма работы      

 1 неделя

 Чтение и знакомство с содержанием сказки

«Красная шапочка на новый лад»

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.

Учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

1.Беседа с детьми по содержанию сказки

2.Обсуждение поступков героев

3.Распределение ролей

4. Заучивание слов героев

 2 неделя

 Инсценировка сказки

«Красная шапочка на новый лад»

Учить понимать эмоции партнера, мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа.

1.Работа над текстом, заучивание ролей(индивидуальное)

2.Повторение отдельных отрывков из текста.

3.Репетиция.

 3 неделя

Инсценировка сказки

«Красная шапочка на новый лад»

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

1.Взаимодействие с партнером. Работа над текстом. Чтение по ролям.

2.Дикция,жесты,

мимика.

3.Репетиция с декорацией.

4.Повторение трудных эпизодов.

5.Генеральная репетиция

 4 неделя

Показ спектакля

 Развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

 Показ спектакля родителям.

Апрель

  Неделя

Содержание работы

              Цели

        Форма работы        

 1 неделя

Артикуляционная гимнастика

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Упражнение угадай интонации;

скороговорки игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

 2 неделя

Артикуляционная гимнастика

Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

 3 неделя

Весна идет! Весна поет!

Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

просмотр мультфильма по сказке.

 4 неделя

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Д/И «Из какой сказки»

2 блок-работа с родителями.

Взаимодействие с родителями.

Формы работы с родителями

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата

Выступление на собрании

Анкетирование по теме проекта

Планирование   работы с родителями

Ознакомление с проектом

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к театрализованным представлениям детей;

Сентябрь 2017

Беседы с родителями по теме проекта

Консультация  «Способы развития способностей и преодоления речевых нарушений  ребенка»

Октябрь 2017

Фото- выставки

Выставка детских работ, выставка рисунков

Выставка фотографий

«Театр в нашей жизни». Конкурс

 « Как мы с родителями ходили в театр»

Ноябрь 2017

Совместные творческие вечера

Родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»

Ноябрь 2017- Май 2018

Творческие мастерские

Родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей. Изготовление кукол и декораций к спектаклям.

Декабрь 2017- Май 2018

Дни открытых дверей

Беседы с родителями

Присутствие родителей на репетициях.

«Как побороть страх выступлений», « Маленький актер», «Дыхательная гимнастика лучший друг красивой речи»

1 раз в месяц

Ноябрь 2017- Май 2018

Наглядная

педагогическая информация

Оформление стенда "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

«Пальчиковые игры- помощники в воспитании ребенка»

Буклет « Домашний театр»

2017-2018

Выступление на родительском собрании.

Отчетный  совместный спектакль

  Подведение итогов проекта    

 

Май 2018

3 блок – работа с педагогами

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата

« Эффективность театрализованной деятельности для развития речи детей»

Анкетирование

Сентябрь 2017

Выступление на педагогическом совете

 «Способы преодоления речевых нарушений у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности »

Октябрь 2017

Распространение передового опыта работы

Презентации

Ноябрь 2017

Особенности театральной деятельности в группе

компенсирующей направленности .

Консультация

Февраль 2018

III. этап- коррекционный (сентябрь 2019 – апрель 2020г.)

   

        Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.

IV. Заключительный этап

Май

  Неделя

Содержание работы

              Цели

          Форма работы        

 1 неделя

Сказка В. Сутеева «Яблоко».

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

Рассматривание иллюстраций

 к сказке В. Сутеева «Яблоко».

 2 неделя

Импровизация сказки «Яблоко».

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Просмотр мультфильма по сказке.

 3 неделя

Репетиция сказки «Яблоко»

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Разучивание ролей с детьми;

3.Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

 4 неделя

Драматизация сказки «Яблоко»

Показ спектакля

Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Мониторинг речевого развития детей на конец проекта.

Показ спектакля родителям

Предполагаемые результаты проекта:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест,                      интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

  • у детей сформируется способность к речевому самоконтролю.
  • качественно и количественно обогатится словарный запас детей;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Заключение

Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это эффективное средство для интенсивного развития речи детей, обогащению словаря, активизации речевого общения. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.

Литература

 1.Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М. 2014.

 2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4.Поляк Л. Театр сказок. СПб.,2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

    Творческий центр «Сфера» Москва, 2007..

 6.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.          Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.

Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...