Доклад на тему:«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста »
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Чепчур Оксана Владиславовна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_rechi_chepchur.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста »

Образовательная область: речевое развитие

2 младшая группа.

        Выполнила

                                                                                        воспитатель

        МБДОУ №131

        Чепчур О.В.

г. Дзержинск 2018.

В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, а также расширения зоны общения со взрослыми. Основной формой педагогического процесса в детском саду являются совместная деятельность  (в данном случае  по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для совместной деятельности. 

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка; приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Методы развития речи:

Наглядные, словесные ,практические которые включают в себя

дидактические игры, дидактические упражнения, подвижные игры с речевым сопровождением. Наиболее эффективной, формой  я считаю, дидактические игры по средством которых можно пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Водить в словарь детей  новые существительные, слова-антонимы и  существительные с обобщающим значением.

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Совершенствовать произнесение слов и словосочетаний; развивать фонематический слух; интонационную выразительность речи.

Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Поощрять словотворчество.

Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. Развивать умение описывать предмет, составлять рассказ по картине; пересказывать отрывки из сказок.

Свою работу по развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр я начала с разработки перспективного плана по всем образовательным областям.

Образовательные области

           Тема

Форма организации

Методическое обеспечение

Физическое развитие

«Лисонька-лиса»

«У медведя во бору»

«Гуси-гуси»

«Воробьи и щенок»

Речевые игры с элементами движений.

Пензулаева Л.И. физическая культура в детском сад (средняя группа).

Познавательное развитие

«Угадай растение по описанию»

«Что сначала, что потом?»

«Найди пару»

«Предмет и форма»

«Найди лишнюю фигуру»

«Домино фигур»

Дидактическая игра

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

Помараева И.А.,Позина В.А. ФЭМП(средняя группа)

Дыбина О.В. Ознакомление  с предметным и социальным окружением(средняя группа).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду (средняя группа)

Речевое развитие

«Паровозик»

«Скажи, что слышишь»

«Будь внимательным»                            

Дидактическая игра

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду

(средняя группа)

Художественно-эстетическое развитие

 «Придумай и построй»

«Найди детали»

«Подбери нужный тембр»

«Быстро-медленно»

«Кисельные берега»

«Зима или весна?»

«Лесная парикмахерская»

«Наш зоопарк»

Дидактическая игра

Театрализованная игра

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала (средняя группа).

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.

Комарова Т.С. ИЗО в детском саду (средняя группа).

Кононова Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие

«Наши дружные соседи»

«Медведь и пчелы»

«Зачем нужны вежливые слова»

«Угадай профессию»

«Кому без них не обойтись»

«Кому без них не обойтись?»

Дидактическая игра

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (средняя группа)

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Основная цель моей работы заключается в развитии речи дошкольников по средствам дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Изучив и проанализировав литературу, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.

Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

В своей работе я использовала все виды дидактических игр.

Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и упражнения. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно в этом возрасте детям дать положительную оценку .Некоторые игры и занятия с детьми я начинала , проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок ;которые способствуют для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать речевой слух ребёнка. Для развития этой стороны речи я проводила такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу и т. д.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Параллельно с работой с детьми я вела работу с родителями. Специально для родителей провела консультацию, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Играйте вместе с детьми»,  «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.

В результате  своей работы считаю что, использование дидактических игр способствуют  развитию речевой активности детей, а также обеспечивает запоминание большое количество речевого материала и активизируют такие важные процессы такие  как память, внимание, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

Доклад на тему «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки»

Доклад о необходимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, о стадиях развития исследовательсой деятельности, о прогулке как эффективном срестве развития исследовательской деятельност...

План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач  детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...