Совместный вечер досуга детей и родителей в дошкольном учреждении
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Александрова Марина Викторовна

Речь ребенка формируется в непосредственной связи с другими психологическими функциями. Проблемы в формировании речи влекут за собой особенности развития внимания, памяти и других мыслительных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnyy_vecher_drsuga.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный вечер досуга детей и родителей в дошкольном учреждении

Составитель: Александрова М.В.,

воспитатель ГБДОУ № 20 ,

высшая квалификационная категория

        Речь ребенка формируется в непосредственной связи с другими психологическими функциями. Проблемы в формировании речи влекут за собой особенности развития внимания, памяти и других мыслительных процессов. Связь перечисленных психических функций имеет и взаимообратное воздействие на процесс развития речи. Именно это является доказательством необходимости комплексного подхода в работе по преодолению речевых нарушений у детей. Не секрет, что добиться наибольшего эффекта позволяет тесная взаимосвязь педагогов и специалистов ДОУ. Такая работа ежегодно планируется и выполняется с опорой на требования регламентирующих документов, в соответствии с диагностическими результатами обследования дошкольников.

        А какова же роль родителей в решении коррекционно-педагогических, воспитательных и медицинских проблем, установленных у ребенка? Чаще всего, отвечая на данный вопрос, педагоги и специалисты обоснованно стремятся доказать, что родителей необходимо научить некоторым педагогическим премудростям.  Направить их с ребенком на консультацию к нужным специалистам, снабдить знаниями, которые помогут мамам и папам стать грамотными помощниками в процессе педагогического воздействия на дошкольника.

        Конечно, не приходится спорить с тем, что далеко не всякий родитель знает как, чем  и в какой период нужно заниматься со своим ребенком. Проблема заключается не столько в том, чему именно следует научить родителей, чтобы они могли грамотно помогать ребенку в развитии и коррекции психических функций, сколько в том, как лучше это сделать, чтобы, получив необходимые знания, они поняли свою настоящую роль в педагогическом процессе и проявлять инициативу в развитии и воспитании ребенка.

         При использовании общепринятых вариантов взаимодействия с родителями детей, посещающих речевую группу (родительские собрания, индивидуальные консультации, печатные рекомендации, приглашения на детские утренники и групповые занятия), был сделан следующий вывод. Безусловно, в процессе такого общения родители получают необходимую информацию, ответы на волнующие их вопросы, видят и принимают к сведению варианты коррекционно-развивающих игр с детьми, но все же при этом они часто остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками процесса.

        Таким образом, перечисленные формы получения необходимой медико-психолого-педагогической информации для родителей в большей степени являются пассивными вариантами восприятия сведений.

        Данный вывод натолкнул на идею разработки более эффективного приема – одновременного взаимодействия детей, родителей и педагогов.

        При воплощении задуманного варианта взаимодействия одним из обязательных условий является выбор времени его проведения. Оптимальным было использовать ту часть режима, которая отводится на вечер досуга.

        Учитывая логопедические особенности детей, при составлении сценария мероприятия в первую очередь была запланирована задача активизации, речевого общения участников вечера: необходимо вызвать у детей желание, активно использовать речь, свободно применять полученные знания и умения на практике, в новой обстановке.

        Предлагаемый вариант вечера взаимодействия направлен на то, чтобы вовлечь родителей в увлекательную игру с ребенком помочь понять взрослым, что игра – наиболее продуктивный вид общения с дошкольником.

        Безусловно, проведение данного мероприятия невозможно без тщательной подготовки. В этот период дело находится для всех. Дети под руководством воспитателя делают аппликации, рисунки и поделки для украшения зала. Эти же работы будут использоваться в ходе мероприятия. Музыкальный руководитель подбирает музыку и готовит музыкальные номера. Родители шьют костюмы для персонажей, задуманных в сценарии, готовят угощение для чаепития, которым будет завершен вечер. Н а логопед, как ему и полагается, прорабатывает текстовую сторону сценария, разучивает с маленькими артистами роли.

        Чтобы задуманный вечер состоялся, педагоги обязательно психологически подготавливают родителей.  Заранее настраивают на то, что дети с нетерпением ждут этот вечер развлечений, где вместе с родителями могут поиграть в разные игры, показать им подготовленные музыкальные номера, свои поделки и рисунки.

        Перед началом мероприятия (в отсутствие детей) запланировано краткое выступление педагога, настраивающее родителей на предстоящее действие. Его цель – помочь гостям чувствовать себя комфортно и непринужденно в течение всего вечера. Представляем один из вариантов такого выступления.

        Педагог. Сегодня, во время нашей встречи в этом зале, вы сможете стать не только зрителями, но и непосредственными участниками происходящего. Надеемся, что такая форма общения поможет вам понять, как в детском саду ребята получают некоторые знания, умения и навыки. Вы узнаете, чему научились ваши дети и как они умеют применять эти знания в различных ситуациях.

        Обращаем ваше внимание на то, что игра как основной вид деятельности ребенка является для него источником получения новых знаний. И в игре же ребенок применяет все то, чему научился и что узнал. Именно в игре он может попробовать себя в различных ролях и ситуациях. Вся сегодняшняя встреча будет являться игрой для детей. Надеемся, что и вы захотите принять в ней участие.

        В процессе общения во время игр вы сможете получить информацию, которая в дальнейшем поможет вашему взаимодействию с ребенком. Вы узнаете о достижениях своего ребенка и о том, на что в его развитии стоит обратить особое внимание.

        Рекомендуем запомнить возникшие во время вечера вопросы, связанные с деятельностью вашего ребенка, - их мы обсудим в индивидуальной беседе.

        Главное – проявляйте активность во время сегодняшнего вечера, старайтесь понять смысл игр, принять в них участие и помочь своим детям.

Конспект вечера досуга детей и родителей «Осенняя прогулка»

Составитель: Александрова М.В., воспитатель, высшая кв. категория, гр. №3

Под музыку (Ф. Лист, вальс «Liebez-traum») дети входят в зал.

Вводная часть. «Поездка в лес».

Ведущая. Ребята, посмотрите как красиво украшен наш зал! Глядя на эти украшения, сразу можно догадаться, какое сейчас время года. Вы догадались?

Дети. Сейчас осень.

Ведущая. Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Ведущая. Вы уже были со своими родителями осенью в каком-нибудь путешествии? Где вы успели побывать?

Ответы детей.

Ведущая. Если путешествия были осенью, как их можно назвать?

Дети. Осенние путешествия.

Ведущая. Я предлагаю сегодня всем вместе отправиться на прогулку в осенний лес. Представьте, что мы прямо отсюда вместе с родителями поедем в лес. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться?

Ответы детей.

Ведущая. Мы как раз знаем игру «Веселый поезд» - на нем и поедем в наше путешествие. Приглашайте скорее родителей на наш поезд.

Родители и дети становятся «паровозиком» в центре зала и двигаются под музыку «Поезд» М. Старокадомского, звучащую в аудиозаписи «Тонель» и «мост» делают родители и педагоги.

1-я часть.

Ведущая. Посмотрите, в какой замечательный лес мы вместе приехали! (Обрщает внимание участников вечера на оформление зала рисунками детей, на декорации деревьев). Вокруг стоят деревья в разноцветных нарядах, под ногами шелестит опавшая листва. Давайте тихо посидим и прислушаемся, о чем нам хочет рассказать лес (все рассаживаются на свои места):

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

                       (К. Бальмонт)

О каком времени года нам рассказал лес в этом стихотворении?

Дети. Об осени

Ведущая. А мы с вами знаем замечательную песню об осени.

Дети исполняют песню «Осенние подарки!» (муз. и сл. В. Шестаковой).

Входит девочка в костюме осени и читает стихотворение.

Осень.

        После яркого жаркого лета

        В гости осень пришла опять.

Сентябрь.

(мальчик в костюме сентября)

        Теперь солнышко светит реже

        Увядают цветы и трава.

Октябрь.

(мальчик в костюме сентября)

        Птицы в стаях на юг улетают,

        И по ветру кружится листва.

Ноябрь.

(мальчик в костюме ноября)

Но осенний дождь моросящий

Нас грустить не заставит с утра.

Осень.

        Ведь мы точно с тобою знаем:

        Вслед за осенью будет зима.

Ведущая. Ребята, кого мы встретили в нашем лесу? Кто такая осень?

Дети. Осень – это время года.

Ведущая. А сентябрь, октябрь, ноябрь?

Дети. Это осенние месяцы.

Ведущая. Молодцы, ребята. Вы узнали наших сегодняшних гостей. Вы ведь знаете не только приметы осени и осенних месяцев, но и то, как о них говорится в народных пословицах и поговорках.  Если вы что-то забудете, вам помогут вспомнить родители. Я начну говорить поговорку или пословицу, а вы вспомните конец и скажите ее целиком. Уважаемые родители, помогайте нам! (Используются пословицы и поговорки, которые были заранее разучены с детьми с помощью педагогов и родителей):

Осенняя пора… (птица со двора).

День прозевал… (урожай потерял).

Цыплят… (по осени считают).

Зерно в колоске… (не спи в холодке).

В конце игры можно предложить детям и родителям самостоятельно вспомнить несколько пословиц на данную тему.

Ведущая. О каком месяце говорится: он приходит легко – лето кончается, осень начинается?

Дети. О сентябре.

Сентябрь.

Сентябрь листком кленовым

Осень снова позвал.

С утра детвору веселую

На школьном пороге собрал.

Теплый денек сентябрьский

О лете напомнил опять –

В лес грибники отправились

Осенних грибов набрать.

Ведущая. А вы, ребята, любите ходить со своими родителями в лес собирать грибы? Покажите в танце, как вы это делаете.

Дети исполняют танец «Грибники!» (муз. С. Ермашкевич в аудиозаписи).

Ведущая. Молодцы, ребята! Значит, кем сейчас вы были?

Дети. Мы были грибниками.

Ведущая. А вот все ли грибы могут узнать наши грибники? Сейчас мы это проверим с помощью загадок. А вы, дорогие родители, помогите, пожалуйста, найти эти грибы на нашей полянке.

Меня увидишь за версту – зовусь я … (подосиновик).

Стоит Лукашка – белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик)

Красная рубашка, белые горошки,

У него на ножке бахрома немножко,

Хоть красный он на вид,

Но ужасно ядовит. (Мухомор)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

Дети находят муляжи соответствующих грибов, расставленные по залу, показывают их и кладут в корзинки. Участвуют одновременно несколько человек. Ведущая оценивает результаты конкурса.

Ведущая. А про что эта загадка?

        Месяц осенний, ребята, узнайте,

        Вы по приметам его угадайте.

        Он пришел к нам с листопадом,

        Грязь развел на мостовой.

        Про него в народе скажут:

        «Грязник он и листобой».

        Ветер часто, дождь осенний

        Мочит улицу и мост.

        Месяц тот зовут в народе

        «Ветродуй и мокрохвост».

Дети. Это загадка про октябрь.

Ведущая. Правильно. Это октябрь. Ты, октябрь, выходи, про себя нам расскажи!

Октябрь.

Октябрь, в золото одев леса,

Без устали творит природы чудеса.

Октябрьский дождь из листьев – листопад:

Лес под ноги нам стелет свой наряд.

Бывает в октябре, гуляя средь полей,

Услышишь крик на юг летящих журавлей.

И, видя птиц, зовущих с высоты,

Вдогонку крикнешь им: «До будущей весны!»

Ведущая.

Октябрь красив в разноцветном наряде.

Листья по ветру кружатся, летят.

С детьми танцевать эти листья хотят.

В танец осенний зовут всех ребят.

        Дети исполняют «Танец с листьями» (вальс «Осенний сон» муз. А. Джойс – в аудиозаписи). После танца одна из девочек остается в середине зала.

Девочка.

        Мы листочки не простые,

        Мы девчата озорные.

        Вам частушки пропоем

        И с сбой играть возьмем.

Девочки исполняют «Овощные частушки», сопровождая пение движениями («Подружки», муз. рус. нар.).

Девочки (хором).

        Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас.

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас.

1-я девочка

        Я румяная девчонка

        И танцую ловко,

        Потому что ем всегда

        Свежую морковку. Ух!

2-я девочка

        У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не стану есть котлеты –

Мне пожарьте кабачок. Ух!

3-я девочка

        Я секрет румян достала

        У прабабки Феклы:

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы. Ух!

Девочки.

        Все поспело, все созрело,

        Щедрый будет урожай.

        Здесь для всех найдется дело,

        Не ленись да собирай!

        Провидится игра с родителями «Борщ и компот»: одна команда собирает в кастрюлю муляжи овощей, другая – фруктов.

Ведущая. Октябрь уже закончился. а какой месяц наступил после него?

Дети. Наступил ноябрь.

Ведущая. Эй, ноябрь, выходи, про себя нам расскажи!

Ноябрь – из осенних месяцев последний,

Дает понять, что скоро холода.

И часто дождь идет со снегом,

Покрылись лужи корочкою льда.

Ноябрьский лес стоит уныло:

От прежнего наряда не осталось и следа.

Природа справилась с осенними делами,

Еще немного – и придет зима.

Ведущая. Осенний дождь не заставит нас скучать, ведь мы знаем игру «Дождик»

Дети выходят в центр зала и встают друг за другом «паровозиком».

Дети (хором). Мамы, папы, не сидите – на массаж все выходите!

Родители становятся напротив детей и выполняют движения по подражанию (Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009)

        Дождик бегает по крыше –

        Бом» Бом! Бом!

Похлопывают ладонями по спинам друг друга.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальцами.

Дома, дома посидите.

Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Никуда не выходите.

Бом! Бом! Бом!

Растирают ребрами ладоней.

Почитайте, поиграйте.

Бом! Бом! Бом!

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте…

Бом… Бом… Бом…

Окончив игру, все садятся на свои места.

Ведущая.

Ветер с березы листья срывал,

Из листьев осенних ковер он соткал.

Ветру, ребята, вы помогите –

Узоры в слова поскорей превратите!

Проводится игра «Осенние слова» (дети помогают родителям).

2-я часть.

Ведущая. Заканчивается наша прогулка по осеннему лесу. Настала пора аозвращаться домой, в наш любимый город. Ну а Осень с осенними месяцами приглашаем с собой.

Звучит «Вальс» Н.Леви.

Ведущая.

Врассыпную, ребятки, скорей становитесь,

В источки осенние все превратитесь.

Листья по ветру красиво кружатся –

Дети обратно домой возвратятся.

Звучит «Песня о Санкт-Петербурге! (муз. И. Пономарева.)

Ребенок.

В Петербурге осенью красиво!

Улицы, как зеркало, блестят.

Ветер, налетающий с залива,

Рисовать зовет ребят.

Ведущая. Дорогие родители, посмотрите, ваши дети так красиво изобразили осенний Петербург. (Обращает внимание родителей на рисунки и поделки, выполненные детьми.) А еще они знают стихи о любимом городе.

1-й ребенок.

Осень пришла в Петербург –

Небо прозрачно и чисто.

Купол Исакия гордо блестит

В осенних лучах золотисто.

Шпиль Петропавловки виден вдали,

Вода в Неве искрится.

Все это город любимый наш –

Северная столица!

                        (Н. Лихачев)

Ведущая. Дети знают не только о памятниках Петербурга, но даже могут их изобразить. А вы, дорогие родители, попробуйте узнать эти памятники.

        Игра «Памятники нашего города» проводится под мелодию вальса А. Петрова из к/ф «Осенний марофон» - в аудиозаписи.

2-й ребенок.

Но бывает, в нашем городе

грустит осенний дождь.

Как ему не лень с утра

до ночи литься?

Низко ходят тучи

над красавицей Невой,

И в реке вода холодная струится.

Тихо дремлют липы в парках и садах.

Листопад, танцуя, в воздухе кружится,

Летний сад – как танцевальный зал,

А его наряд в осенних красках золотится.

                                (Е. Астафьева)

        С участием родителей проводится игра «Памятники в тумане» с использованием рисунков детей.

        Ведущая. Очень красив наш родной город осенней порой! Так и хочется потанцевать на его улицах и площадях вместе с листопадом! И у нас сейчас есть такая возможность – потанцевать всем вместе. А глядя на детские рисунки, можно представить, что мы на улицах Петербурга.

        Дети и родители танцуют под музыку А. Варламова «Осенняя песня».

        Ведущая. Наш вечер подходит к концу. Вместе с родителями мы побывали в осеннем лесу и побродили по осеннему Петербургу. Как интересно гулять вместе! Можно многое узнать, многому научиться и поделиться впечатлениями с родными людьми. Желаем, чтобы такие совместные прогулки были у вас кК можно чаще. А сейчас приглашаем вас завершить вечер дружным чаепитием с угощениями, которые приготовила для нас Осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный вечер отдыха детей и родителей "Апрельские шутки"

Мероприятие направлено на формирование коммуникативного общения взрослых и детей, на создание атмосферы радости, счастья и смеха...

«Богатырская наша сила» (совместный вечер досуга, посвящённый русским богатырям для детей подготовительной к школе группы и родителей)

«Богатырская наша сила»(  Досуг, посвящённый русским богатырям для детей подготовительной к школе группы.)Цель:Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патри...

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

День смеха. (совместный музыкальный досуг детей и родителей)

День смеха. (совместный музыкальный досуг детей и родителей)...

Сценарий совместного физкультурного досуга дети с родителями "К нам приехал цирк"

Сближение взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных досугах и НОД. Развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к выполнению физических упражнений совместно с взрослыми....

Совместный литературный вечер досуга детей и родителей в подготовительной группе "Веселое путешествие"

В рамках регионального проекта "PRO-чтение" совместный досуг позволяет лучше сблизить детей и родителей, привлечь к чтению различных произведений, помогает понять важность чтения художествен...

Конспект совместного физкультурного досуга детей и родителей 1 младшей группы «Путешествие в сказку»

Совместный досуг с родителями  для развития у детей двигательного и игрового опыта....