Работаем над трудными звуками
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Олеся Михайловна

Предложенные задания могут быть использованы в работе с деть­ми с различными нарушениями в развитии речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_zvuki.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • кончик языка касается резцов,
  • средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
  • весь язык несколько продвинут вперед,
  • артикуляция в два этапа:
  1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
  2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
  • струя воздуха сильная и короткая,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Ч”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
  • передняя часть спинки языка несколько прогибается,
  • средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,
  • задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Щ”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Л”

При произнесении звука “Л”:

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
  • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
  • спинка языка опущена,
  • задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка опущены,
  • слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Л”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

«Окошко»

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
  • спинка языка опущена,
  • задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит посередине,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Р”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

«Окошко»

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”

Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Молоточек”

Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Красим верхний заборчик”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “С”

При произнесении звука “С”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук “С”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Звук “З”

При произнесении звука “З”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук  “З”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”:

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • артикуляция в два этапа:
  1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
  2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
  • сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Ц”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук “Ш”

Название упражнения,  образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"

Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"...

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»

Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации  звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)

Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»

Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьм...

МПО учителей логопедов " Система работы с трудными звуками"

Актуальность моей работы является преодоление длительного пути овладения ребенком произносительной системы, обусловленной сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизвод...

«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»

quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...