Дидактическая игра как средство развития речи детей
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Дидактическая игра как средство развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_razvitii_rechi.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме: 
«Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»

              «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

                В.А.Сухомлинский

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра- основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ  дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством решения. Дети – творцы настоящего и будущего. Среди разнообразных игр, проводимых в детском саду значимое место принадлежит дидактическим играм.

 

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои мысли.

Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так - же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому определение направлений развития правильной речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучение грамоте.

Речь у ребенка развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Годовалый малыш начинает активно передвигаться в пространстве и накапливать опыт. Этот опыт отражается в начале речевого развития. Но ребенок растет и этого опыта становится недостаточно. Ребенок попадает в детский сад, и воспитателю необходимо продолжить формирование и развитие речи в комплексе с общим развитием ребенка.

И тут на помощь приходят дидактические игры, которые являются не только игрой для деток, но и прекрасным средством их обучения и развития. К.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В.Н.Кругликов, 1988.)

Дидактическая игра- сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников применять их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета активизирует творческую деятельность . Дидактические игры используют для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываниях, развивают объяснительную речь.

Дидактическая игра как метод обучения рассматривается в двух видах: игры- занятия и дидактические игры. И на занятиях и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, о разнообразии игровых действиях с предметами.

Дидактическая игра используется при обучении детей математики, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и т.д

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей;
  • развитию речи детей;
  • социально-нравственному развитию ребенка.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Все дидактические игры можно разделить на:

  • игры с предметами (игрушками);
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детьми свойств предмета. В этих играх дети учатся устанавливать сходства и различия предметов, знакомятся с их свойствами. Примером таких игр можно назвать «Что это такое?», «Опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Подбери нужный предмет».

Настольно-печатные игры знакомят детей с окружающим миром. Дети развивают свои математические способности, внимание, логику, речевые навыки. Это такие игры как «Парные картинки», «Часть и целое», «Лото», «Игры-путешествия».

Словесные игры построены на непосредственном использовании речи. Это наиболее эффективный метод развития мышления и речи у детей. Словесные игры могут возникать в любом месте и в любое время, что очень удобно, для использования их, к примеру, на прогулке.

Но для успешного развития речи ребенка не достаточно просто играть. Очень важна компетентность педагога в данном вопросе. Чтобы создать условия для успешного развития речи ребенка педагогу необходимо:

  • самому уметь правильно говорить;
  • изучать методическую литературу по данной теме;
  • опираться на опыт прошлых лет и применять современные технологии.

Таким образом, педагог, как и ребенок должен постоянно развиваться и самообразовываться. Ведь образованный педагог – это образованные дети, а следовательно, образованное общество в будущем.

Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста в том случае, если будет проводиться планомерная , методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Дидактическая игра как средство развития речи детей.

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речиИгра является важным средством воспитания ...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...