Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Кулакова Валентина Викторовна

Развитие речи  - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и различных речевых игр.

В речи детей существуют множество проблем:

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

- Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь.

-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедная диалогическая речь: неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

В этой публикации я собрала несколько полезных игр и упражнений для  развития речи детей старшего дошкольного возраста:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития речи детей

старшего дошкольного возраста

Развитие речи  - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и различных речевых игр.

В речи детей существуют множество проблем:

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

- Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь.

-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедная диалогическая речь: неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

В этой публикации я собрала несколько полезных игр и упражнений для  развития речи детей старшего дошкольного возраста:


• «Подбор объектов к действию».  Ребенку предлагают назвать объекты,  совершающие те или иные действия.

Например: кто и что

плавает – человек, доска, собака, корабль;

греет – солнце, печь, грелка;  

летает – самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.


• «Добавь слово» Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз,... ананас,... абрикос,... апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней – апельсины, бананы, виноград, груша...»

• «Дополни предложение».  Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания.

Например: исходное слово «солнце»: светило солнце; ярко светило солнце; на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце....

• «Цепочка слов» Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов–  существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например: исходное слово – «кошка».
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, краски...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.

• «Кто что делает?» Эта игра обогащает детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.  Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.

 
• «Подбор прилагательных».  Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности  игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например: собака – большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. 

• «Что бывает?»  Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» – помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

• «Узнавание» Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.

Например: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза; сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр «Какое бывает?», «Что делает?». В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи  детей старшего возраста.  Можно использовать, как методические рекомендации  в уголок для родителей и воспитателей...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса....

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения для развития речи детей...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....