Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе, обогащение и активизация словарного запаса, словотворчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_po_teme_-_hleb.docx | 88.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры по теме
«Как выращивают хлеб»
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры.
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
- Ржаное — это поле или хлеб?
- Пшеничный – это колосок или поле?
- Пшеничная – это мука или пирожок?
- Пшеничное – это мука или тесто?
- Ржаные – это колоски или колосок?
- Пшеничные - это пироги или мука?
- Хлебные – это крошки или посуда?
- Хлебный – это квас или крошки?
Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Развиваем словотворчество.
Варианты заданий для детей:
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? Правильный ответ: хлебопек.
Задание 5. Отгадай профессию.
- На тракторе работает – кто? (тракторист),
- На комбайне работает – кто? (комбайнер)
- Землю пашет – кто? (землепашец).
- Разводит овощи – кто? (овощевод).
- Разводит свеклу – кто? (свекловод).
- За семенами следит – кто? (семеновод).
- На поле работает – кто? (полевод).
- Выращивает лён кто? (льновод).
- Сады выращивает – кто? (садовод).
Игра 3. Подбери слова.
Задача игры. Это лексическая игра, в которой мы обогащаем и активизируем словарный запас ребенка. И выполняем одновременно еще одну задачу – учим малышей вслушиваться в речь, обращать внимание на выразительные слова.
Ход игры.
Я обычно такие игры с детьми до 6 лет провожу в форме игры — паззла. Игровая форма упражнения заинтересовывает и увлекает малышей, ведь у многих современных детей интерес к речи сильно снижен, а речевые упражнения даются им с большим трудом.
Если Вы занимаетесь с детьми увлеченно, творчески, играя, то к 6 годам дети настолько влюблены в игры в слова, что никакая игровая «внешная» опора становится не нужна. С этого возраста дети готовы делать речевые упражнения и без игры, просто в словесной форме. Они начинают играть в речевые игры не ради игрового результата, а ради того, чтобы узнать, научиться. Тогда наша «внешняя опора» — паззл – становится просто не нужна.
Но на первых этапах без игры не обойтись. Ребенку – дошкольнику очень нужно видеть, что он подбирает слова не просто так (по принципу «мне сказали, и я делаю»). Малышу нужно видеть, что у его действий есть результат, которые можно пощупать и увидеть. Как же этого добиться? Нам поможет придуманный мной прием «наглядной игровой оценки речи детей». Поэтому предлагаю провести это упражнение как игру. Начинаем играть . Присоединяйтесь!
Шаг 1. Готовим материал для игры.
А) Распечатайте картинку хлеба (ниже в статье Вы найдете ссылку на скачивание картинок для занятий и игр) и разрежьте ее на несколько квадратиков. Количество квадратиков зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей 3-4 лет достаточно 5-10 частей, для детей 5 лет и старше – 10 и более частей.
Б) Приготовьте дополнительные маленькие картиночки или другие сюрпризики – это «бонус», вдруг Ваш малыш подберет больше слов, чем мы ожидали!
Мне встречались дети, которые могли подобрать до 25 — 30 (!!!) слов в этой игре. В дальнейшем они очень легко усваивали языки в школе. Для игры с такими детишками нужно разрезать картинку на большее количество кусочков в соответствии с их высоким уровнем развития речи.
Шаг 2. Задача игры – «испечь хлеб», т.е. собрать все кусочки картинки. Каждое слово дает возможность получить одну часть картинки. Нужно подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.
Можно не говорить малышу. что получится в результате игры. Пусть это будет для него сюрпризом — загадкой!
Задания для речевой игры: подбери слова
Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).
Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.
Практические советы по проведению игры:
Совет 1. В игре взрослый говорит слова, которые редко встречаются, а дети – слова, который часто встречаются в жизни. Если ребенок не знает значения названного Вами слова – объясните ему, приведите пример использованного слова.
Совет 2. Желательно повторять такую игру как перекличку по дороге: сначала я слово, а потом – ты. Вы увидите, что малыш начнет вспоминать Ваши слова, т.е. новые для него слова.
Так можно играть и с другими словами близкими по теме: Пшеница какая? Поле какое? Урожай какой? Булочка какая?
Совет 3. Можно играть в другой вариант этой игры – в предложения. Тогда мы выбираем словосочетание, например, «теплый хлеб». В игре нужно составить как можно больше предложений с этим словосочетанием. За каждое предложение ребенок получает кусочек паззла и собирает картинку. Например: «Бабушка достала из духовки теплый хлеб», «Мама купила в магазине теплый хлеб». «Теплый хлеб остывал на столе под полотенцем». «Я не люблю есть теплый хлеб» и т.д.
Совет 4. Еще один вариант проведения этой речевой игры – сказка про мышонка.
Шаг 1. Расскажите малышу маленькую сказочку о том, как маленький мышонок вылез впервые из своей норки, пошел изучать мир вокруг и заблудился. Сидит, пригорюнившись, и не знает, что дальше делать, куда идти и как путь домой найти. Да и пищи вокруг нет, голодно мышонку. Что едят мышки? Зерно. Предложите ребенку помочь мышонку и сделать для него колосок. Только вот поля у нас нет, поэтому колосок будет волшебный – мы его соберем из зернышек — слов.
Шаг 2. Нарисуйте стебелек на листе бумаги. Каждое правильно решенное задание (одно найденное слово) прибавляет к стеблю колоска одно зёрнышко. Чем больше заданий решено правильно, тем более спелый и красивый получается наш колосок. Теперь его можно и подарить мышонку!
Шаг 3. Дарим мышонку колосок и подсказываем, как можно найти дорогу домой (залезть на дерево и посмотреть оттуда, спросить тех животных, которые ему встретятся в пути и т.д.). Доиграйте эту сказку до конца по тому сюжету, который придумает Ваш малыш. Подсказывайте начало фраз: «И решил мышонок… А дальше он… Сказал…. Ответил….». Желаю веселой и интересной игры!
Напоминаю, что задача этой игры – не выучить новые слова, а пробудить у ребенка желание играть со словом, экспериментировать с языковыми конструкциями. А это база для развития языковых способностей у ребенка.
Три речевых игры по теме «хлеб». Всего лишь три! Но сколько возможностей в них заключено для развития ребенка! Для того, чтобы он рос сообразительным, имел свой стиль речи, умел точно выражать свои мысли. Желаю Вам успехов в Ваших играх и занятиях с детишками!
А для того, чтобы у Вас было больше времени на придумывание новых игр и на общение с ребенком, предлагаю картинки для речевых упражнений по теме «Хлеб».
Картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб»
Когда на сайте вышла статья о кондитере, мне пришло очень много писем с просьбой разместить на сайте готовые картинки для игр. Просили об этом и учителя, и воспитатели, и логопеды, и родители. Поэтому я подготовила полный набор картинок, которые можно распечатать и использовать для игр и занятий с малышами по материалам сайта.
Набор «Хлеб в картинках для детей» Вы можете скачать бесплатно здесь – http://yadi.sk/d/HqT4ESwv9XzRZ
В набор картинок входят все картинки, нужные для занятий с ребенком по теме «хлеб» по материалам сайта (все три части):
- предметные картинки разных хлебобулочных изделий: сайка, пончик, плетенка, крендель, белый хлеб, черный хлеб, кекс, плюшка, каравай, булочка.
- сюжетные картинки «Как выращивают хлеб».
Все картинки можно использовать в презентациях или распечатать на принтере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...