"Жила-была посуда..."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Екатерина Анатольевна Корбелайнен

Конспект НОД  для детей старшего дошкольного возраста  «Жила-была посуда…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД "Жила-была посуда..."175.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Жила была посуда…»

http://kartinki.svetvmir.ru/wp-content/uploads/2016/01/Horoshie-dobrye-kartinki-3681.jpg

Воспитатель: Корбелайнен Е. А.

Колпино
2018 г.

Цель: уточнить и расширить знания детей о посуде: возникновение, применение, назначение.

Задачи:

- учить детей различать и классифицировать посуду по видам, материалу, из которого она изготовлена, отличительным особенностям;

- совершенствовать грамматически правильную речь, умение отгадывать загадки, умение правильно образовывать относительные прилагательные, существительные при помощи суффиксов;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

- воспитывать умение, договариваться и  взаимодействовать.

Материалы: Карточки с изображением посуды, «волшебный» мешочек с игрушечной посудой, предметы посуды из разных материалов,

Отгадайте загадку:

Я рукотворная, звучащая,

Воды не боюсь,

Для еды гожусь,

А ударь - разобьюсь.

(Посуда)

В: Молодцы, ребята! Как интересно рассказано в загадке про посуду! Кто мне скажет, какими словами?

Д:  рукотворная, звучащая, воды не боится, может разбиться.

В: А почему посуда названа «рукотворной»?

Д:  Потому что посуда сделана руками человека.

В: Перечислите, какую посуду вы еще знаете.

Дети перечисляют…

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

В:  Ребята, в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте руку, щупайте и попробуйте на ощупь догадаться, что вам попалось.

Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож.

В: Все эти предметы можно назвать одним словом?

Д: посуда.

(Работа с карточками).

В: Сейчас я раздам вам картинки с изображением посуды. Ваша задача: рассмотреть карточки, подумать в какие группы можно объединить все изображенные на карточках предметы.

Дети объединяются в группы и объясняют, по какому признаку они объединились.

Например:

- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.

- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.

- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

- предметы, которые используют для того, чтобы есть пищу - столовые приборы

«Что из чего сделано?»

Ложка из дерева -  деревянная.

Кастрюля из металла -  металлическая.

Сахарница из фарфора -  фарфоровая.

Стакан из стекла - стеклянный

Вилка из стали - стальная

Кувшин из глины - глиняный

Стаканчик из бумаги – бумажный.

Сковорода из чугуна – чугунная

Сухарница из пластмассы - пластмассовая

Конфетница из хрусталя - хрустальная

Нож  из серебра - серебряный

Ложка из олова – оловянная ложка;

Кофейник из керамики – керамический

Тёрка из металла – металлическая тёрка

Маслёнка из пластмассы – пластмассовая

Нож из стали – стальной нож.

В:  Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?

Д:  Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

В: Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала  как будет звучать.

Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, деревянных ложек, пластмассовых чашек…

В:  Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

Д:  Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится.  А еще в нее можно наливать жидкости.

В: Что значит «годится для еды»?

Д: Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.

Игра «Умный словесник»

  1. Чашка, небольшой сосуд для соли, подаваемый к столу. (Солонка)
  2. Продолговатая тарелка для селёдки. (Селёдочница)
  3. Место для хранения хлеба. (Хлебница.)
  4. Сосуд для молотых зёрен перца. (Перечница.)
  5. Столовая посуда для сливочного масла. (Маслёнка.)
  6. Сосуд, кувшинчик для молока. (Молочник.)
  7. Сосуд для сухого чая. (Чайница.)
  8. Ваза, блюдо для сухарей. (Сухарница.)
  9. Посуда для варенья. (Розетки под варенье.)
  10. Посуда для жарения, тушения уток, куриц, капусты. (Утятница.)
  11. Большая разливательная ложка. (Половник.)
  12. Кухонная посуда в виде ковша с мелкими отверстиями для отцеживания жидкости. (Дуршлаг.)
  13. Сосуд для соуса. (Соусник.)

В: в загадке есть еще одна фраза «А ударь - разобьюсь». Что бы это значило?

Как нужно относиться к посуде?

Д: Нужно очень бережно относятся к посуде, поскольку она хрупкая и  может разбиться, и пропадет труд человека, который её делал.

Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть.

В: Как надо ухаживать за посудой?

Д: Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и  убирают в шкаф.

Каждая вещь достойна, чтобы с ней аккуратно обращались. Сейчас проверим, знаете ли вы ласковые слова.

Игра «Назовите посуду ласково»

Чашка – чашечка

Ложка – ложечка

Кастрюля – кастрюлечка

Крышка – крышечка

Сковородка – сковородочка

Кувшин – кувшинчик

В: Есть  одно стихотворное произведение  о горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. Догадались, о чем идет речь? Кто помнит, его автора? К какому жанру относится это произведение: рассказ, сказка, басня? Объясните, почему вы так думаете?

Предлагаю проверить как хорошо вы знакомы с этим произведением и ответить на вопросы шуточной викторины:

1. Кого обидела бабушка Федора?

  • Своих котов
  • Утюги, самовар и блюдца
  • Курочку

2. На ком, как на лошади, ехал самовар?

  • На кресле
  • На комоде
  • На столе

3. Почему от Федоры убежала посуда и домашняя утварь?

  • Федора была неряхой и держала посуду в грязи
  • Федора любила посуду
  • Им стало скучно у Федоры

4. Что сделали коты со своими хвостами, когда увидели посуду?

  • поджали
  • расфуфырили
  • распушили

5. Кто завелся в кадушке?

  • Тараканы
  • Лягушка
  • Жаба

6. Кто остался дома у неряхи Федоры, когда вся посуда сбежала?

  • Коты
  • Стол
  • Тараканы

7. Где шли Чайник с Утюгом, когда у них не осталось сил?

  • В полях и лесах
  • На лугу
  • Во дворе у Федоры

8. Почему Федора пошла возвращать свою посуду?

  • Она стала добрей
  • Ей стало без них грустно
  • Она заскучала по своей посуде

9. Что стала делать посуда, когда вернулась к Федоре?

  • Встала обратно на полочки
  • Стала жарить и печь
  • Помогала Федоре с уборкой

10. Чем угощал Самовар Федору?

  • Баранками
  • Сладким Чаем
  • Плюшками.

В:  В завершение нашего занятия я хочу прочесть вам стихотворение:

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Рефлексия:

  • О чем мы сегодня говорили на занятии?
  • вам понравилось наше занятие?
  • Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жили- были ручки, жили- были ножки"

Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

конспект НОД "Жила-была посуда"

Познакомить детей с историей изготовления посуды, её разновидности и примение....

"Жила - была посуда"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия (лепка) по теме "Посуда"...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи ОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»

Конспект НОД в старшей группе по развитию речиОО «Речевое развитие»  Тема: «Жила-была посуда…»Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бы...

Образовательный проект «ЖИЛИ-БЫЛИ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ» (По сказке Т.Михеевой «Жили-были карандаши»)

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в том, что если процесс работы по продуктивным видам деятельности осуществляется в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детск...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:«Жила-была посуда…»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Жила- была посуда..."...