НОД для воспитателей "Русский народный костюм"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Голышева Любовь Леонидовна

Знакомить детей с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством) в доступной для детей форме; расширять представления детей об истории русского народного костюма; символическое значение вышивки, способы украшения;  продолжать знакомить детей с устными народным творчеством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

Центр развития ребенка
Д/С № 2 “Рябинка”

НООД

по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Тема: «Русский народный костюм»

(для воспитателей)

Составила и провела воспитатель подготовительной логопедической группы Голышева Любовь Леонидовна

 

г.Москва г. Троицк, февраль 2014


Цель: Познакомить детей с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством) в доступной для детей форме; расширять представления детей об истории русского народного костюма; символическое значение вышивки, способы украшения;  продолжать знакомить детей с устными народным творчеством. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор, порты, косоворотка, лапти, сударь, сударыня, кушак, тесьма, жемчуг, кокошник, Русь.

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Расширять кругозор, развивать любознательность, прививать любовь к своей Родине, воспитывать интерес к народному быту.

Задачи образовательных областей:

“Коммуникация”: совершенствовать монологическую речь, учить внимательно, слушать рассказы сверстников.

Социализация: обогащать знание детей о народном костюме

Художественное творчество: развивать и совершать навыки рисования русского народного костюма. Умения рисовать орнамент.

Музыка: воспитывать интерес к русской народной музыке.

Методические приемы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, самовар, рушник, изделия одежды из льна, нар. муз. инструмент, плетень, каравай; куклы в н.р костюмах (Московской, Ярославской, Костромской губерний), р.н костюм для каждого ребенка и воспитателя, иллюстрации с изображением р.н одежды, рисунки с изображением элементов вышивки, репродукции картины И. Аргунова “Портрет русской женщины.

Предварительная работа: Беседа о России, рассматривание кукол в русских народных костюмах, рисование р.н. костюма ( рубаха); чтения рассказа К. Д. Ушинского “Как рубаха в поле выросла”; рассматривание одежды на иллюстрациях к русским  народным сказкам.        .


Ход НОД

Под р. н музыку входят дети в р.н костюмах, приветствуют гостей ( воспитателей)

Дети: Здравствуйте !

Воспитатель в р.н костюме : “Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные красивые” Девочка: “Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе!” Хозяйка: “Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались”.

Девочка: “А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде рассказать”. Хозяйка: “И вы присаживайтесь, пожалуйста”.

Хозяйка: “Посмотрите, ребята, к нам еще гости пожаловали! ( Входят мальчик и девочка в русских народных костюмах, проходят под русскую мелодию).

Девица: “ Здравствуйте, люди добрые!”

Молодец: “Низкий поклон Вам (Кланяются)”

Хозяйка: “ Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по- особенному”

Хозяйка: “Откуда же вы прибыли, гости дорогие!”

Девица: “Из прошлого, из Древней Руси”.

Хозяйка: “А что это за название Древняя Русь? ( Когда то давным-давно страна наша называлась «Русью» А как сейчас она называется ( Россия) А люди живущие в России - россияне. Чем для нас с вами является Россия? ( Наша Родина) А у вас есть маленькая Родина? ( дом, д/с , это место, где вы родились и живете )

Кто из вас хочет рассказать стих- ние о нашей родине, России.”

Стихотворение о России В. Гудимов

Нет края на свете красивей.

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия !

Что может быть сердцу милей.

А если бы вас вдруг спросили ,

А чем дорога нам страна!

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная - одна!

“ Какие пословицы вы знаете о Родине? ( “ Нет земли краше, чем Родина наша”, “ Береги землю родимую,  как мать любимую”)

Хозяйка: “Молодцы! Посмотрите на наших гостей. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и


сударушками, а к мужчине обращались так - “сударь”. Как же нам обратиться к гостям и узнать, как их зовут? Помогите мне, пожалуйста!”

Дети обращаются к гостям: “ Как звать вас сударыня? Как зовут вас сударь?”

Девица: “Зовут меня Аленушка”

Молодец: ”Зовут меня Платоша”

Хозяйка: А какие русские имена вы знаете? ( Настя, Ваня, Софья, Аня, Маша, Катя, и т.д)” Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: "Глаза васильковые, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка”. А хороводы как любили водить. Хотите поводить хоровод.

Хоровод “Не шей ты мне, матушка!” или другой.

Хозяйка: “Молодцы, хоровод поводили, только на Руси есть пословица: “Делу - время.

Сударь, сударыня подойдите к нам!

Скажите, Аленушка, что за одежда на тебе надета? Как она называется: (Сарафан, лапти, лента шелковая (атласная). Что на голове у Аленушки (лента в косу вплетена).

Как раньше мамы приговаривали, когда заплетали девочкам косы?

Девочка: “Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!”

Хозяйка: «А какой еще головной убор носили девушки?» ( Кокошники показать). Одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. Посмотрите на репродукцию с картины Ивана Аргунова “ Портрет русской женщины” (крестьянки). Скажите, почему мы видим, что это именно русская женщина? ( На ней сарафан, рубаха, кокошник) А чем украшали кокошник? ( Бисером, тесьмой лентами)”

Хозяйка:Во что одет сударь Платон” ( Рубаха-косоворотка “Почему она так      называется” (застежка на боку  ), пояс- кушак, штаны , сапоги).  Пояс  или кушак - обязательная часть костюма,  к нему подвешивались  ножи,  ложки).

Хозяйка: “А кто знает, как назывались штаны раньше?”

Мальчик: “Штаны назывались порты и заправлялись они в сапоги (иллюстрация)” Хозяйка: “ Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?”

Платон: “Это фуражка с козырьком и цветком”.

потехе час”. Пора беседу продолжать. Присаживайтесь на лавочки.


Дети, посмотрите, пожалуйста, на одежде детей есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались на рукавах, у выреза, на вороте, на подоле. Узоры на

рукавах оберегали руки, сохраняли силу; на вороте - оберегали легкие и сердце, на
подоле -  не давали злой силе подобраться снизу .

Хозяйка: “ А скажите сударь и сударыня, как называется узор, вышитый на одежде?”
Платон: Это орнамент.

Хозяйка: Правильно. В орнаменте каждый знак имеет определенный смысл. (Показ и
объяснение)

Например: знак солнца обозначался        - обозначает тепло, плодородие, счастья,

благополучие

- засеянное поле -приносит счастье, богатство и достаток

знак земли - кормилицы это знак воды, несет радость, веселье

QIQ

О О        -знак огня, обозначает тепло, ласку

Так русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки): цветы, деревья, птиц и др. (показать на экране)

2. Хозяйка: “Давайте отдохнем и про лапти споем”

Физминутка “ Лапти” (повторяется 2 раза).

Лапти, да лапти, да лапти мои (выставление поочередно правой и левой ноги на пятку)

Эх, лапти да лапти да лапти мои (хлопок в ладоши, наклон вниз)

Эх, лапти мои, лапти липовые        

Вы не бойтесь ходите, (шаг в право, притоп , шаг в лево)

Тятька новые сплетет ( притоп 2 раза)

Эх, ну! Тьфу! (руки вверх, хлопок над головой, на слово “ тьфу”- резко отпустить руки вниз)

Отдохнули, беседу дальше продолжаем

Хозяйка : “Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Разных цветов использовалась ткань для пошива (белая, желтая, голубая, красная, коричневая).


Украшали одежду тесьмой, бусами, лентами, вышивкой, а праздничные костюмы расшивали жемчугами, золотыми нитками, парчой - блестящей тканью (показать на экране).

Одежду шили в основном из льна. Из рассказа К.Д Ушинского ”Как в поле рубашка выросла”, мы узнали, как было нелегко получить льняное полотно.

Льняная ткань была очень прочной - долго носилась.

Умный человек узнал, что из растения - хлопок тоже можно изготавливать одежду - хлопчатобумажную.

Научился разводить и стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Человек творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел прялку, ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут (показать на экране или иллюстрацию).

Скажите,  а одежда в наше время отличается от одежды, которую носили люди в Древней

Руси? Чем? (разнообразием тканей, фасонов        ). Какой бывает одежда? (разной: зимней,

летней, спортивной демисезонной и т.д).

А сказки вы любите? Предлагаю вам “Мини - викторину по сказкам и называется она “Сказочная одежда”.

Ответьте, какому сказочному герою принадлежит эта одежда?

  1. Женщина, закутанная в белый тюль, который казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта и ее одежда были из ослепительного и сверкающего льда. Кто это? (Снежная королева Г.Х. Андерсен).
  2. Самый добрый и бесстрашный человек, носил докторский халат, белую шапочку, на носу очки. Кто это? (Доктор Айболит К. И. Чуковский).
  3. Какой персонаж ходит в красной шубе с белым воротником, раз в год носит валенки, шапку, а нос и щеки у него всегда красные от мороза (Дед Мороз).
  4. Чей костюм был набит соломой? ( Страшила из сказки А. Волкова “Волшебник изумрудного города”).
  5. Кто был обладателем лягушечьей кожи? ( Василиса Премудрая из сказки “ Царевна лягушка”).
  6. Это чудо - платье, не шито не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько из-за того, что она жила за печкой и спала на углях. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и появилось чудесное, красивое платье (“Золушка” Шарль Перро).

Вот наша беседа подошла к концу.


Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного. О русском костюме, об орнаментах, о традициях, обычаях на Руси.

Еще много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа как в д /с, так и в школе.

Платон и Аленушка приносят каравай:

“ По русскому обычаю гостей мы угощаем круглым, пышным караваем!”

Дети: До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»

  Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....