Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи на тему

Пашская Анна Германовна

В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Диалогическая речь как вид  связной речи детей дошкольного возраста»

Автор:

старший воспитатель Пашская А.Г.

Санкт-Петербург

2018

Диалогическая речь как вид  связной речи детей

дошкольного возраста

На современном этапе ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане [2, с.280-281].

Связная речь — это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя [2, с.280-281].

Основная функция связной речи — коммуникативная: посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Речевое общение предполагает:

  • связное изложение содержания мыслей собеседнику, чтобы добиться наилучшего понимания последним содержания высказывания (функция сообщения);
  • необходимость в побуждении и убеждении собеседника действовать определенным образом для достижения результата (побудительная функция);
  • потребность выразить свои впечатления, чувства, эмоции, отношение к чему-то (экспрессивная функция) [2, с.280-281].

Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели [2, с.280-281].

Диалогическая речь — это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это

первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка [2, с.280-281].

Диалог — это общение, беседа нескольких людей, как правило, не меньше двух [3, с.24]

В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи. Очень часто используются штампы разговорного стиля.

Основными признаками диалога являются:

  • краткость высказываний;
  • вопросно-ответная форма изложения;
  • смена предложений-реплик;
  • использование невербальных средств общения: жестов, мимики;
  • использование интонационных средств;
  • широкое использование неполных предложений;
  • свободное от литературных норм оформление высказываний;
  • разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности[6, с.38]. 

Диалогическая речь предполагает освоение трех групп умений:

  1. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
  2. Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.
  3. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы [2, с.280-281].

Ребёнок учится дилогической речи у взрослого, который показывает ему образец использования всех речевых и неречевых средств коммуникации. В свою очередь, ребёнок учится применять на практике полученные знания и сформированные умения при общении с другими детьми. В такой ситуации наиболее ярко раскрываются усвоенные им правила поведения и ведения диалога [4].

Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему, имеют представления о  специфике поведения в общении с другими людьми.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Целенаправленное формирование и развитие диалогической речи дошкольников осуществляется как в ходе непосредственно-организованной деятельности, так и в повседневной деятельности детей. Формирование диалогической речи детей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводится с использованием основных приёмов: беседы и имитации.

Имитация или пересказ – это такой приём формирования диалогической речи, при котором дети повторяют по ролям диалог героев художественного произведения, заведомо правильно построенный. Такой диалог позволяет детям упражняться в диалогической речи, совершая при этом минимальное количество ошибок[5].

Беседа или подготовленный диалог – это такая форма диалога, в которой роль спрашивающего, побуждающего и сообщающего отводится педагогу. Он же выбирает тему, согласно программному материалу, и ставит цель, которой подчиняется весь диалог. Такой диалог позволяет акцентировать внимание на преодолении тех трудностей, которые выявляются у детей[5].

В повседневной деятельности детей диалогическая речь развивается при помощи основных приёмов: неподготовленная беседа, словесные поручения, а так же совместная деятельность детей и её наиболее яркое проявление – коллективная игра. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Более сложная форма диалога – полилог.

Полилогическая речь — это речь при участии в коллективном разговоре [2, с.280-281]. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике.

В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. В игре у детей формируются:

  1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями
  2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге: 
  • соблюдать очередность в разговоре;
  • выслушивать собеседника, не перебивая;
  • поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
  • проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
  • не говорить с полным ртом;
  • говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
  • использовать литературную лексику;
  • строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
    и чтобы оно было понятно ему [1, с.8].

Таким образом, диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Основными чертами диалогической речи исследователи выделяют умение сформулировать и задать вопрос, умение сформулировать ответ, подать нужную реплику, использовать в диалоге различные языковые средства (восклицания, междометия, интонация) и невербальные средства (мимика, поза жесты). Исходя из этого выделяются три основных группы умений диалогической речи: собственно речевые умения, умения речевого этикета и умения невербального общения.

Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные умения, которые не формируются без влияния взрослого, поэтому важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Сюжетно-ролевая игра предоставляет широкие возможности для развития всех компонентов  диалогической речи, поэтому необходимо уделять особое внимание сюжетным играм, использовать различные приемы педагогического сопровождения детских игр.

Список литературы

  1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / Бизикова О. А. - Москва: Скрипторий 2003 , 2008. - 133 с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
  3. Львова А. С. Методика развития диалогической речи младших школьников / А. С. Львова. - Москва : Экон-Информ , 2012. - 162 с.
  4. Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 2 октября 2013 г. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 288 с.
  5. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх: пособие для студентов дошкольных факультетов вузов и дошкольных отделений колледжей, воспитателей ДОУ / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П. , 2007. - 120 с.
  6. Рычагова Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рычагова Елена Сергеевна; Место защиты: Ин-т психолого-пед. проблем детства РАО. - Москва , 2012. - 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной. Главной  и...

Статья на тему: К вопросу изучения музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

На ряду с основными музыкальными способностям, названными Тепловым Б.М., в статье большое  внимание уделяется общим познавательным способностям человека, как базе для развития музыкалных способно...

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...