Главные вкладки

    Картотека игр
    картотека по развитию речи (средняя группа) по теме

    Антонова  Надежда Николаевна

    Подбор игр для детей дошкольного возраста по речевому развитию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartateka.docx23.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр по речевому развитию
    для детей дошкольного возраста.

    1. «Наоборот»

    Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.
    Оборудование: фишки.
    Ход игры:
    Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
    1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
    Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
    День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
    2. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…(низко).
    Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
    Скажу я слово «трус», а ты ответишь… (храбрец).
    Теперь «начало» я скажу,
    Ну, отвечай …(конец)

    2. «Расскажи словечко»
    Цель:
     развиваем находчивость, быстроту реакции.
    Оборудование
    : фанты
    Ход игры.
    Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
    Ворона каркает, а сорока? Сорока…
    Сова летит, а кролик?
    Кролик…
    Корова ест сено, а лиса?
    Лиса…
    Крот роет норки, а сорока?
    Сорока…
    Петух кукарекает, а лошадь?
    Лошадь…
    У коровы теленок, а у овцы?
    У овцы…

    3..Игра «Что мы слышим»
    Цель
    : развитие слухового внимания.
    Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.
    Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Не жужжу, когда тружусь,
    А жужжу, когда кружусь.
    Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].

    4.«Кто где живёт?»
    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
    Ход игры: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
    Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? -Белка.
    Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
    Кто живёт в гнезде? -Птицы.
    Кто живёт в будке? -Собака.
    Кто живёт в улье? -Пчёлы
    Кто живёт в норе? -Лиса.
    Кто живёт в логове? -Волк.
    Кто живёт в берлоге? -Медведь.
    Вариант 2.
    Педагог: «Дети, где живёт медведь?
    В берлоге.
    Где живёт волк?
    В логове.
    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

    5.«Подскажи словечко»
    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
    Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
    Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    6.«Кто как передвигается?»
    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
    Ход игры: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
    Педагог: «Дети, собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

    7.«Горячий – холодный»
    Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч называет другое – с противоположным значением. Педагог:
    Горячий - холодный
    Хороший -плохой
    Умный -глупый
    Весёлый -грустный
    Острый -тупой
    Гладкий -шероховатый

    8.«Что происходит в природе?»
    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
    Педагог «Дети, солнце – что делает?»
    Дети. Светит, греет.
    Ручьи – что делают?
    Бегут, журчат.
    Снег – что делает?
    Темнеет, тает.
    Птицы – что делают?
    Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
    Капель – что делает?
    Звенит, капает.
    Медведь – что делает?
    Просыпается, вылезает из берлоги.

    9.«Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
    Педагог.
    Дети, идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
    Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…
    Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
    Плывёт -рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

    10.«Из чего сделано?»

    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
    Педагог.
    Дети, рукавички из меха -меховые
    Таз из меди -медный
    Ваза из хрусталя -хрустальная
    Рукавички из шерсти -шерстяные

    11«Кто кем был?»
    Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
    Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
    Цыплёнок  – яйцом.
    Хлеб – мукой.
    Лошадь – жеребёнком.
    Шкаф – доской.
    Корова – телёнком.
    Велосипед – железом.
    Дуб  – жёлудем.
    Рубашка – тканью.
    Рыба – икринкой.
    Ботинки – кожей.
    Яблоня – семечкой.
    Дом – кирпичём.
    Лягушка – головастиком.
    Сильный – слабым.
    Бабочка – гусеницей.
    Взрослый – ребёнком.

    12.«Лови да бросай – цвета называй»
    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
    Педагог:
    Красный - мак, огонь, флаг
    Оранжевый -апельсин, морковь, заря
    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
    Зелёный-огурец, трава, лес
    Голубой -небо, лёд, незабудки
    Синий- колокольчик, море, небо
    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

    13.«Чья голова?»
    Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
    Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:
    «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
    Например: У рыси голова – рысья.
    У рыбы – рыбья.
    У кошки – кошачья.
    У сороки – сорочья.
    У лошади – лошадиная.
    У орла – орлиная.
    У верблюда – верблюжья.

    14.«Один – много»
    Цель игры: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
    Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
    Пример: Стол  – столы.
    Стул – стулья.
    Гора – горы.
    Лист – листья.
    Дом – дома.
    Носок – носки.
    Глаз – глаза.
    Кусок – куски.
    День – дни.
    Прыжок – прыжки.
    Сон – сны.
    Гусёнок – гусята.
    Лоб – лбы.
    Тигрёнок – тигрят.

    15.«Животные и их детёныши»
    Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
    Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
    Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва  – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося  – лосёнок, у лисы – лисёнок.
    Группа 2. У медведя  –  медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика –  крольчонок, у белки – бельчонок.
    Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи  – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

    16.«Что бывает круглым?»
    Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
    Ход: педагог,  бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч
    Что бывает круглым? (мяч,  шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
    Что бывает  длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
    Что бывает  высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
    Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

    Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

    Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

    Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

    Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...