«О быте русского народа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ТИТОВА ГАЛИНА БОРИСОВНА

Занятие-беседа в подготовительной группе.

 

Тема: «О быте русского народа».

Цель: Знакомить детей с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжить знакомить символикой в русском народном костюме. Расширить кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус.

Материал: Две бумажные куклы в русских национальных костюмах; карточки с символами, орнаментом; рисунки с кокошниками; тексты загадок, пословиц; книга Н.Д. Телешова «Крупеничка», сарафан. рубаха, пояс, кокошник.

Словарная работа: сударыня, сударушка, оберег, орнамент.

Ход занятия.

-Посмотрите, кто к нам в гости пришел?

(Вношу бумажные куклы, говорю от их лица)

«Здравствуйте, люди добрые

Низкий поклон вам!

-Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по-особенному. Откуда же они к нам приехали? Кто догадался?

(ответы детей).

-Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

( От лица кукол) «из прошлого, из древней Руси».

-Когда-то страна наша называлась Русью.

От этого и произошло ее сегодняшнее название Россия. Русь- Россия- правда, похоже.

Так вот. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговаривать. Хотите узнать, как зовут наших гостей? Нужно спросить вежливо: «Как же звать вас , сударыня? Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчинам обращались «сударь».

(Дети спрашивают)

«Зовут меня Марьюшка-свет  Васильевна, а это братец Иванушка.»

-Что можно сказать об именах наших гостей?

(красивые, ласковые, нежные)-чисто русские.

Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы, кожа, глаза?

(волосы светлые, русые; кожа-белая, светло-розовая, глаза голубые, небесные).

О русских девушках говорили «глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама, как лебедушка».

-Посмотрите на одежду Марьюшки. Во что она одета? (Ответы)

(Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят; на ногах лапоточки плетенные, на голове лента шелковая.

Волосы у Марьюшки в косу заплетены. На Руси был такой обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две и должна была она отныне носить кокошник.

(Показ кокошников)

-Во что одет Иванушка? (В рубаху, штаны. Сапоги, рубаха подпоясана поясом самотканым.

-Хотите поиграть в игру «Одень, отгадав загадку». Я буду загадывать загадку о какой-нибудь одежде. Кто отгадает, берет эту одежду и надевает.

1. Каждый раз поутру надеваю я трубу

Ну не догадаться вам?

Она зовется…(сарафан)

2. Украшает голову на горшок похож

А зовут такой убор…(кокошник)

3. Что же за одежда

С четырьмя отверстиями

Разложи ее получше

Букву  «Т» тогда получишь (рубаха)

4.Целый день я в обруче хожу (Пояс)

-Ребята, как вы думаете, про кого так говорят «сделать спустя рукава» (ответы)-кто делает плохо, кое-как. Раньше покрой рубах был такой: их шили очень широкими, а рукава были длиннее рук, поэтому, в таких рубахах, не закатав рукава, работать было невозможно.

А еще есть такое выражение «без рубахи остался». Оно обозначает в наше время-в делах потерпел неудачу. Раньше у мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха, если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных она была единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты.

-Ребята, вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде Марьюшки и Иванушки. Этот узор называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. ( показываю карточки с символами).

(Вспоминаем, что они обозначают.)

-Как вы думаете, для чего вышивали эти символы? (ответы)

Они оберегали людей. Поэтому их называли оберегами. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный-благополучие, желтый-тепло и ласку, синий-радость, черный-богатство.

О девицах-красавицах сказки писали, стихи, песни слагали. Посмотрите на эту книгу. Она называется «Крупеничка». Написал ее Николай Дмитриевич Телешов.

(Рассматриваем обложку)

Кто здесь нарисован? (девушка) Какая она? (красивая, русская)

Это и есть Крупеничка. Сейчас я прочитаю отрывок из книги.

«Часто к нам на землю русскую приезжали заморские купцы, и вот как они отзывались о русском народе. Россичи (так они нас называли). Хороши собой, справедливы по чести. В вещах они любят добротность, в конях ищут силу и прыткость, в себе же умение и храбрость. Нет в мире лучшего хлебосола, чем россич.»

-Что вы узнали из этого отрывка?

(храбрые, сильные, красивые, гостеприимные)

Отмечают в русском характере такую черту, как веселость, жизнерадостность.

Любили русские люди повеселиться, придумывали различные игры.

Какие русские народные игры вы знаете? (жмурки, лапта, гуси-лебеди, горелки, прятки).

Играем в русскую игру «Золотые ворота».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_byte_dlya_publ.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-беседа в подготовительной группе.

Тема: «О быте русского народа».

Цель: Знакомить детей с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжить знакомить символикой в русском народном костюме. Расширить кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус.

Материал: Две бумажные куклы в русских национальных костюмах; карточки с символами, орнаментом; рисунки с кокошниками; тексты загадок, пословиц; книга Н.Д. Телешова «Крупеничка», сарафан. рубаха, пояс, кокошник.

Словарная работа: сударыня, сударушка, оберег, орнамент.

Ход занятия.

-Посмотрите, кто к нам в гости пришел?

(Вношу бумажные куклы, говорю от их лица)

«Здравствуйте, люди добрые

Низкий поклон вам!

-Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по-особенному. Откуда же они к нам приехали? Кто догадался?

(ответы детей).

-Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

( От лица кукол) «из прошлого, из древней Руси».

-Когда-то страна наша называлась Русью.

От этого и произошло ее сегодняшнее название Россия. Русь- Россия- правда, похоже.

Так вот. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговаривать. Хотите узнать, как зовут наших гостей? Нужно спросить вежливо: «Как же звать вас , сударыня? Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчинам обращались «сударь».

(Дети спрашивают)

«Зовут меня Марьюшка-свет  Васильевна, а это братец Иванушка.»

-Что можно сказать об именах наших гостей?

(красивые, ласковые, нежные)-чисто русские.

Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы, кожа, глаза?

(волосы светлые, русые; кожа-белая, светло-розовая, глаза голубые, небесные).

О русских девушках говорили «глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама, как лебедушка».

-Посмотрите на одежду Марьюшки. Во что она одета? (Ответы)

(Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят; на ногах лапоточки плетенные, на голове лента шелковая.

Волосы у Марьюшки в косу заплетены. На Руси был такой обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две и должна была она отныне носить кокошник.

(Показ кокошников)

-Во что одет Иванушка? (В рубаху, штаны. Сапоги, рубаха подпоясана поясом самотканым.

-Хотите поиграть в игру «Одень, отгадав загадку». Я буду загадывать загадку о какой-нибудь одежде. Кто отгадает, берет эту одежду и надевает.

1. Каждый раз поутру надеваю я трубу

Ну не догадаться вам?

Она зовется…(сарафан)

2. Украшает голову на горшок похож

А зовут такой убор…(кокошник)

3. Что же за одежда

С четырьмя отверстиями

Разложи ее получше

Букву  «Т» тогда получишь (рубаха)

4.Целый день я в обруче хожу (Пояс)

-Ребята, как вы думаете, про кого так говорят «сделать спустя рукава» (ответы)-кто делает плохо, кое-как. Раньше покрой рубах был такой: их шили очень широкими, а рукава были длиннее рук, поэтому, в таких рубахах, не закатав рукава, работать было невозможно.

А еще есть такое выражение «без рубахи остался». Оно обозначает в наше время-в делах потерпел неудачу. Раньше у мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха, если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных она была единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты.

-Ребята, вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде Марьюшки и Иванушки. Этот узор называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. ( показываю карточки с символами).

(Вспоминаем, что они обозначают.)

-Как вы думаете, для чего вышивали эти символы? (ответы)

Они оберегали людей. Поэтому их называли оберегами. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный-благополучие, желтый-тепло и ласку, синий-радость, черный-богатство.

О девицах-красавицах сказки писали, стихи, песни слагали. Посмотрите на эту книгу. Она называется «Крупеничка». Написал ее Николай Дмитриевич Телешов.

(Рассматриваем обложку)

Кто здесь нарисован? (девушка) Какая она? (красивая, русская)

Это и есть Крупеничка. Сейчас я прочитаю отрывок из книги.

«Часто к нам на землю русскую приезжали заморские купцы, и вот как они отзывались о русском народе. Россичи (так они нас называли). Хороши собой, справедливы по чести. В вещах они любят добротность, в конях ищут силу и прыткость, в себе же умение и храбрость. Нет в мире лучшего хлебосола, чем россич.»

-Что вы узнали из этого отрывка?

(храбрые, сильные, красивые, гостеприимные)

Отмечают в русском характере такую черту, как веселость, жизнерадостность.

Любили русские люди повеселиться, придумывали различные игры.

Какие русские народные игры вы знаете? (жмурки, лапта, гуси-лебеди, горелки, прятки).

Играем в русскую игру «Золотые ворота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».

Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика"....

Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.

В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...

Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...

Ложка в быту русского народа.

Деревянные изделия не только красивы, но и экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянн...

Знакомство дошкольников с бытом русского народа посредством игр - путешествий в прошлое предметов

материал содержит заимствованное с интернет-ресурсов перспективное планирование по теме «Путешествие из прошлого в будущее» для старшей и подготовительной групп...

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...