Сообщение на педсовет на тему: "Использование пальчиковых игр, основанных, на малых фольклорных формах, для развития речевых навыков"
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Голышева Любовь Леонидовна

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые должны быть для подрастающего поколения примером для подражания в самом положительном смысле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №2 «Рябинка»

Сообщение на педсовет на тему:

«Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах, для развития речевых навыков»

Подготовила и провела воспитатель логопедической  

подготовительной к школе  группы

 Голышева Л.Л.

Апрель 2014 г., г. Москва, г. Троицк

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые должны быть для подрастающего поколения примером для подражания в самом положительном смысле.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

У дошкольных учреждений  в этом процессе своя особая роль, поэтому ознакомление детей с культурой русского народа - традициями, обрядами, литературным, музыкальным, изобразительным, музыкальным наследием – надо начинать как можно раньше, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности.

По этому направлению проводится ознакомление детей с народным языком, литературным наследием, включаем его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используем разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

В.М. Бехтерев, невропатолог и психиатр, писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием двигательных импульсов от рук.

Влияние импульсации мышц рук значительно в младшем дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Работа по развитию речи проводится интенсивно в первые годы жизни, в период формирования всех функций центральной нервной системы, когда они лучше поддаются тренировке.

Для развития мелкой моторики, для усвоения названий предметов очень большое значение имеют действия с ними. У детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и отклонения в движениях пальцев и рук. В системе обучения и воспитания у таких детей надо проводить коррекционную работу. В работе использую всевозможные упражнения и игры. Игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Движение пальцев превращается в мысль, которая влечет за собой превращение ее в слово.

Работу по тренировке пальцев рук нужно давать как можно раньше. Пальчиковую гимнастику проводим в течение дня 3-5 минут, в начале или в середине НООД в форме физкультминутки.

Гимнастика для пальцев

Первый этап:

  1. Начинать с разминки пальцев рук.
  2. Простые упражнения всей кистью.
  3. Работа двумя руками одновременно

Второй этап:

  1. Пальчиковые игры с упражнениями, состоящими из серии последовательных движений.

Третий этап:

Графический этап (на листах), например: «Волны большие и маленькие».

В процессе тренировки совершенствуются память, внимание. Наилучшую тренировку пальцев рук обеспечивают народные игры «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и др., которые проводятся с детьми первого года жизни (с 6 месяцев).

Народные игры формируют мыслительный процесс. Пальчиковые народные игры способствуют развитию мысли, внимания, слуха, памяти, творчества, речи. Фольклорный материал используем в разных видах НООД:

- по формированию навыков связного рассказывания;

- по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

- логопедическая НООД по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении разных тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.

Используем на НООД по ФЭМП, на музыкальных НООД, физкультуре фольклорные произведения на разных этапах: в организационном моменте (при введении детей в тему НООД); в основной части (при изучении темы); во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики. Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на два этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми. На данном этапе работы на логопедической НООД, НООД по развитию речи, на индивидуальных НООД идет отработка правильного произношения определенных звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми. На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определенный промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определенный период: дети рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  1. Расширились детские представления об окружающем их мире.
  2. Сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, лексический запас обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной.
  4. Усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением.
  5. Улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Приложения

Фольклорный материал для автоматизации звуков

/л/ Ночь прошла, темноту увела.

Замолчал сверчок, запел петушок.

Полетал немножко, распахнул окошко:

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко».

/ль/ Летели кукушки через три избушки.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

/р/ Марфушка веселая,

Марфа чернобровая.

Пройди, Марфа, горенькой!

Топни, радость, ноженькой!

/рь/ Привяжу я козлика к кудрявой березке.

Привяжу рогатого к кудрявой березке.

- Стой, мой козлик, не бодайся!

А ты, березка белая, стой, не качайся!

/ш/ Потягушечки, порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки,

Ноги — бегушечки!

/ж/ Ноги, ножки,

Куда вы бежите?

В лес, по мошок,

Избушку мшить, чтоб не холодно жить!

/ч/ Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помадочка медовая,

Моя внученька бедовая!

/с/ Сосна, сосна, отчего ты красна?

Оттого я красна, что под солнышком росла.

/ц/ Тынцы-брынцы-бубенцы-

Приезжали молодцы -

Раздавали бубенцы.

Народные подвижные игры для автоматизации звуков

Игра «Бараны» для автоматизации звука /р/

Несколько пар детей стоят друг против друга, образуя «ворота». Остальные дети - «бараны» - подходят к воротам и топают ногами.

Бараны: Тра-та-та, тра-та-та,

Открывайте ворота!

Ворота: Рано, рано вы, бараны,

Застучали в ворота!

Бараны: Тра-та-та, тра-та-та,

Пропустите в ворота!

Ворота: Вам куда? Вам куда?

Не откроем ворота!

Баран: На луга, где трава,

А на травушке роса!

Ворота: Еще рано вам туда,

Не откроем ворота!

Бараны: Тра-та-та, тра-та-та,

До свиданья, ворота!

Мы придем сюда тогда,

Когда высохнет трава!

Игра «Бабка-Ёжка» на автоматизацию звуков /ш/ и /ж/.

Дети образуют круг. Водящий — Бабка-Ёжка с метлой — находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.

Бабка-Ёжка — костяная ножка,

На лягушку упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пришла с кошкой на базар,

Раздавила самовар,

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Игра «Колосок» на дифференциацию звуков /с/ и /ш/.

Дети образуют круг. Водящий со скалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры.

Чтоб был долог колосок,

Чтоб овес наш был высок,

Прыгайте как можно выше,

Прыгать нужно выше крыши.

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.

  1. Идут четыре брата (Показать четыре пальца, большой прижат к ладони)

Навстречу им старшой (Показать большой палец)

  • Здорово, Большой!
  • Здорово, Васька-указка, (Большой палец соединяется с указательным в колечко)

Мишка-середка, (Большой палец соединяется со средним пальцем)

Гришка-сиротка (Большой палец соединяется с безымянным)

И крошка-Тимошка (Большой палец соединяется с мизинцем)

  1. Дождик-дождик, лей-лей-лей (Барабанить кончиками пальцев по столу всё сильнее и сильнее).

На меня и на людей.

Дождик-дождик, припусти, (Большой и безымянный палец каждой руки поджаты к ладони)

Мы попрячемся в кусты. (Указательный и средний «бегут» к краю стола, руки прячутся под стол)

Дождик-дождик, (Снова барабанить пальцами, всё тише и тише)

Хватит лить, (Постепенно перестать)

Малых детушек мочить!

  1. Пальчик-мальчик, где ты был? (Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак)
  • С этим пальцем — в лес ходил (Показать указательный палец)

С этим пальцем — щи варил (Показать средний палец)

С этим братцем — кашу ел (Показать безымянный палец)

С этим братцем — песни пел (Показать мизинец)

  1. Стала Маша гостей звать(Хлопать в ладоши)

На блиночки созывать:

  • И Иван, приди,(Поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого)

И Степан, приди

Да Андрей, приди,

Да Матвей, приди,

А Митрошечка, ну, пожалуйста!

Гости посидели,

Блинчиков поели (Постучать кулачками друг о друга)

Стала Маша гостей провожать,

В путь-дорогу собирать:

Прощевай, Иван! (Поочередно разгибать пальцы руки, начиная с большого)

Прощевай, Степан!

Прощевай,  Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка, (Погладить мизинец другими пальцами)

Моя крошечка,

Побудь со мной еще немножко!

«Заготавливаем капусту»

«Моем руки»

«Месим тесто»

«Ёжик»

«Лодочка»

«Пароход»

«Речка и рыбка»

«Деревья»

«Корни»

«Птичка летит»

«Цветок»

«Кошечка»

«Дом»

«Труба»

«Стол»

«Стул»

«Замок»

«Зайчик»

«Человечек»

«Коза»

«Улитка»

«Собака»

«Лошадь»

«Кошка»

«Мышка»

«Курочка»

«Семья»

«За работу»

«Пальчики ложатся спать»

«Пальчики здороваются»

«Дружные ребята»

«Пальчик-мальчик»

(Е.  Косинова, «Гимнастика для пальчиков.  Развиваем моторику от 6 месяцев до 6 лет»).

«ПАСТУШОК»

Ой,  ду-ду,  ду-ду,  ду-ду,

А я удочку нашла,

Пастушку я отдала.

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток

Кашей кормить.

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

(хлопки в ладоши)

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

(можно произносить имя вашего малыша)

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому — не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(на первые  две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

«БЕЛОЧКА»

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«ДВА КОЗЛИКА»

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами — бух!

И с моста в водичку — плюх!

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

На слово «бух» - хлопаем в ладоши.

Роняем руки на колени.

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам

стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

КОТЯТА

В КОМНАТЕ

Наша-то Катюша умная была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

Мышка подбирает крошки под столом,

Кошка коготками лавочку скребет,

Курочка рябая пол крылом метет

Катя варит кашу для зверят своих

Кашки наварила с ложки кормит их

Левая рука — чашечка, скребем пальцами правой руки по её ладони движение «от себя» тыльной стороной пальцев.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой. Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

«Зачерпываем кашку из кастрюльки» левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперед (кормим зверят).

ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот сразу же уснул.

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.

Солнце красное взойдет, утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)

(загибает безымянный пальчик)

(загибает средний пальчик)

(загибает указательный пальчик)

(загибает большой пальчик)

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот резал,

этот ел,

ну, а этот лишь глядел!

(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)

(разгибает мизинчик)

(разгибает безымянный пальчик)

(разгибает средний пальчик)

(разгибает указательный пальчик)

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Эти пальчики щипают,

Эти пальчики гуляют,

Эти — любят поболтать,

Эти — тихо подремать,

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Указательный и средний «идут» по другой руке.

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг о друга (шурша)

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Сообщение на родительском собрании «ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей д...

Сообщение на родительском собрании по теме: "Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимост...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование малых фольклорных форм для развития речи в группах компенсирующей направленности»

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...