Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Виниченко Юлия Владимировна

Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей. 

Задачи: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx497.83 КБ

Предварительный просмотр:

hello_html_39aa18c0.jpg

Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы».

Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей. 

Задачи: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
ХОД:

Педагог кладёт перед ребёнком  коллаж и предлагает вместе рассмотреть его.

П. Посмотри на коллаж и скажи, кто находится в центре?

Р. Синица, ласточка, пингвин и петух.

П. Верно. А как их можно разделить? На какие группы?

Р. Их можно разделить на домашних и диких.

П.Молодец. А как ты догадался?

Р. На коллаже слева от птиц нарисован лес и дом. Возле дома рядом с человеком  живут домашние птицы, а в лесу - дикие. На воле.

П. Всё верно. А какие птицы живут рядом с человеком?

Р. Петух.

П. Да. А каких ты ещё знаешь домашних птиц?

Р. Куры, утки, гуси, индюки.

П. Молодец. А какие птицы живут на воле?

Р. Синица, ласточка, пингвин.

П. А как этих птиц можно ещё сгруппировать?

Р. На зимующих, перелётных и северных.

П. Птиц севера. Верно.

Если ребёнок затрудняется с ответом, помогаем ему.

П. А каких птиц ты отнесёшь к зимующим, перелётным и северным?

Р. Зимующие – это синички, перелётные – ласточки, а птицы севера – пингвины.

П.  Умница! А каких зимующих птиц ты ещё знаешь?

Р. Голуби, воробьи, сороки, дятлы.

П. А каких ты знаешь перелётных птиц?

Р. Грачи, кукушки, аисты, скворцы, цапли.

П. Ты просто умница! А птиц севера каких ты знаешь?

Р. Я не знаю.

П. Это гагара, кайра, розовая чайка (она занесена в книгу Рекордов Гиннеса).

П. А теперь посмотри на коллаж и скажи, что ты видишь в верхнем левом углу?

Р. Что – то похожее на пингвина.

П. Верно. Это пиктограмма пингвина. А ты знаешь, что такое пиктограмма?

Р. Нет, не знаю.

П. Пиктограмма - это знак, который отображает важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает.

Р. Теперь мне понятно.

П. А как ты думаешь, почему пингвина изобразили второй раз на коллаже?

Р. Пингвин единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.

Если ребёнок не знает, поясняем ему.

П. Молодец. Посмотри на коллаж и скажи, что находится над синичкой?

Р. Перо.

П. А как это связано с птицами?

Р. Туловище птиц покрыто перьями.

П. Верно. А ещё перья каждой птицы имеет свою окраску. По ней мы узнаём птиц. А как с птицами связана клетка?

Р. В клетке живут птицы, которых люди держат в доме. Например, попугай.

П. Умница. А клетка должна стоять в хорошо освещаемом месте. Также птиц из клетки необходимо выпускать полетать, чтобы размять крылышки. Только при это нужно проверить, все ли окна закрыты?

Р. Буду знать. Только нужно проверить, все ли окна закрыты? Иначе птичка улетит.

П. Верно! А какие ёще картинки на коллаже ещё связаны с жильём птиц?

Р. Скворечник и гнездо.

П. А чем отличается скворечник от гнезда?

Р. Гнезда птицы вьют сами, а скворечники  строят для них люди.

П. Правильно. А кто живёт в скворечнике?

Р. Скворцы живут.

П. Да. Скворечник – это гнездовье, которое могут заселить скворцы. Воробьи, мухоловки. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми вредителями.

Посмотри на коллаж и скажи, что находится в левом нижнем углу?

Р. Цыплёнок и яйца.

П. А что это значит, как это связано с птицами? Как ты думаешь?

Р: Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время из яиц вылупляются птенцы.

П. Молодец! А теперь посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от клетки?

Р. Червяк.

П. А как ты думаешь, почему здесь изображён червяк?

Р. Это корм птиц.

П. А что ещё на коллаже является едой птиц?

Р. Вишня.

П. Верно. Среди птиц есть вредители для сада. Это скворцы и воробьи, которые помогают бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод вишни становятся их кормом.

П.  А что на картинке находится между клеткой и вишнями?

Р. Птенец и бумажный самолёт.

П. А как это связано между собой?

Р. Когда птица летит, расправив крылья, она похожа на самолёт.

П. Верно. А птицы сразу умеют летать?

Р. Нет. Птенцов учат летать взрослые птицы.

П. Правильно.

Рефлексия.

Педагог убирает коллаж.

П. Вспомни, что было на коллаже?

Р. Птицы.

П: А каких птиц ты запомнил?

Р. Ласточка, пингвин, синичка, петух.

П. Верно, а на какие группы ты их разделил?

Р. Домашние и дикие.

П. А что ещё было на коллаже?

Р. Клетка, гнездо, скворечник.

П. Да, это жильё птиц. А что является пищей птиц?

Р. Вишни и червячки.

П. А чем покрыто тело птиц?

Р. Перьями.

П.Умница. Ты хорошо сегодня занимался. Тебе понравилось сегодняшнее занятие?

Р. Да! Очень!

П. Хорошо. До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл»

Закрепляем  знания детей о  новой игрушке (кошка). Формируем активный и пассивный словарь детей. Для это необходимо создавать условия, для развития компонентов устной речи в различной ...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл»

Конспект занятия  по развитию речи детей   раннего возраста.(2 до 3 лет)Тема: «Котик в гости к нам пришёл»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ на тему: Птицы

Цель: формирование представлений детей о птицах, об особенностях их внешнего вида.Задачи:1. уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, месте обитания);2. воспитывать интерес и...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку»...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл» Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР – Д/С №14 г. Кропоткин.

Конспект занятия  по развитию речи детей   раннего возраста  (2 до 3 лет)Тема: «Котик в гости к нам пришёл»                ...

Конспект занятия по развитию речи детей младшей группы с использованием мнемотехники "Жук проснулся".

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей младшей группы, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимате...