Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Степанова Татьяна Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

Тема: Рассказывание по картине.

Цель: Составление рассказа по сюжетной  картине «Осенняя прогулка».

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей об осени;

- активизировать словарный запас детей;

- учить детей вслушиваться в речь взрослого;

- учить детей отвечать на вопросы грамматически правильно;

- учить детей всматриваться в содержание картины;

- учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины полной, грамматически правильной фразой;

- учить детей передавать задуманное логически последовательно и грамматически правильно;

- упражнять детей в составлении предложений;

- учить детей составлять описательный рассказ по картине;

- развивать память, мышление.

Оборудование: картина «Осенняя прогулка».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: «Сядет тот, кто скажет наоборот:

- высокий - низкий;

- длинный – короткий;

- худой – толстый;

- сильный – слабый;

- больной – здоровый;

- добрый - злой;

- широкий – узкий;

- маленький – большой;

- сладкий – соленый:

- темный – светлый;

- пасмурный – ясный;

- близко – далеко;

- холодно – горячо;

- стоять – лежать;

- весело – грустно;

- старый – молодой;

- тихий – громкий;

- ласковый – грубый».

2. Основная часть:

Воспитатель:

«Утром мы во двор идем

— Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Трутнева)

Воспитатель: «О каком времени года идет речь?».

Дети: «Об осени».

Воспитатель: «Почему?».

Дети: «Потому что листопад, журавли улетают на юг, лето прошло…».

Воспитатель: «Верно. Сегодня мы будем говорить об осенней поре. Какие осенние месяцы вы знаете?».

Дети: «Сентябрь, октябрь, ноябрь».

Воспитатель: «В сентябре и октябре осень какая?».

Дети: «В сентябре и октябре осень ранняя, теплая, золотая…».

Воспитатель: «А в ноябре?».

Дети: «В ноябре осень поздняя, холодная, сырая, морозная…».

Воспитатель: «Послушайте и отгадайте загадку: слетают с ветки золотые монетки».

Дети: «Это осенние листья».

Воспитатель: «Верно. Какие листья бывают осенью?».

Дети: «Листья осенью бывают красные, желтые, золотые…».

Воспитатель: «Если листья зеленые, желтые, красные, то как можно назвать их одним словом?».

Дети: «Разноцветные».

Воспитатель: «Правильно. Из двух маленьких , коротких слов РАЗНО и ЦВЕТНЫЕ у нас получилось одно длинное слово РАЗНОЦВЕТНЫЕ».

Воспитатель: «Что происходит с листьями осенью?».

Дети: «Осенью листья падают с деревьев».

Воспитатель: «Как называется это явление в природе?».

Дети: «Это явление в природе называется листопад».

Воспитатель: «Послушайте внимательно -ЛИСТОПАД. Какие два маленьких слова мы слышим в слове листопад?».

Дети: «В слове листопад мы слышим слова лист и падает».

Воспитатель: «Верно. Одно большое слово листопад, состоит из двух маленьких - лист и падает».

3. Физминутка

Воспитатель: «Повторяйте за мной слова и движения:

Две подружки-хохотушки-

Пляшут танец «Топотушки».

Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх),

Пляшут дальше, пляшут ближе (руки вперед, руки в и.п.)

Ногу влево, ногу вправо,

Пляшут лихо, пляшут браво (топают на месте, руки согнуты в локтях)».

4. Основная часть

Воспитатель: « Внимательно рассмотрите картину. Какое время года на ней изображено?».

Дети: «На картине изображена осень».

Воспитатель: «Как вы догадались?».

Дети: «С деревьев опали листья и т.д….».

Воспитатель: «Что у детей под ногами?».

Дети: « У детей под ногами опавшая листва».

Воспитатель: «Какие деревья стоят  в лесу?».

Дети: «Деревья в лесу стоя голые, листьев на деревьях очень мало».

Воспитатель: «Обратите внимание на небо, какое оно?».

Дети: «Небо на картине облачное».

Воспитатель: «Кто летит в небе?».

Дети: «В небе летят птицы».

Воспитатель: «Какие это птицы могут быть?».

Дети: « Это могут быть журавли».

Воспитатель: «Как они летят?».

Дети: «Журавли летят клином».

Воспитатель: «Куда они летят?»

Дети: «Птицы летят в теплые края».

Воспитатель: «А почему они улетают в теплые края?».

Дети: «Потому что нет корма».

Воспитатель: «Верно. Кто еще изображен на этой картине?».

Дети: «На этой картине изображены дети и собака».

Воспитатель: «Где они гуляют?».

Дети: «Они гуляют в осеннем лесу».

Воспитатель: «В осеннем лесу, на поляне, а под ногами у них ковер из желтых листьев. Как одеты дети, во что?».

Дети: «Дети одеты тепло».

Воспитатель: «Почему дети смотрят вверх? На кого указывает девочка?»

Дети: «Они увидели летящих птиц. Дети смотрят,  как птицы улетают в теплые края».

Воспитатель: «Давайте подумаем, куда после прогулки пошли дети?».

Дети: «После прогулки дети пошли домой».

Воспитатель: «Кому они рассказали о своей прогулке в осеннем лесу?».

Дети: «Дети рассказали о своей прогулке в осеннем лесу маме».

Воспитатель: «Назовем девочку Машей, мальчика – Петей, собаке дадим кличку Дружок. Составим рассказ по этой картине. Как мы его назовем? Как мы можем начать наш рассказ?».

Дети: «Однажды…Как-то раз…». Дети составляют рассказ по картине.

Воспитатель помогает начать рассказ: «Однажды, осенним днем, Маша и Петя отправились на прогулку в лес……

5. Итог

Воспитатель: «О каком времени года мы сегодня говорили?».

Дети: «Сегодня мы говорили об осени».

Воспитатель: «Что мы сегодня делали?».

Дети: «Мы сегодня учились придумывать рассказ по картине».

Воспитатель: «Какие явления природы бывают только осенью?»

Дети: «Листопад, птицы улетают в тёплые края…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....