Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Жигалова Яна Валерьевна

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Театр – волшебный край,

в котором ребёнок радуется играя,

а в игре он познаёт мир.

С.И. Мерзлякова

Рабочая программа

дополнительного образования

«В гостях у сказки»

Составила:

Воспитатель группы №5

Жигалова Я.В.

2018 год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

стр. 3

1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса

стр. 3

1.3.Возрастные особенности детей 3-4 лет

стр. 4

  1. Планируемые результаты освоения Программы

стр. 5

2.Содержательный раздел

      2.1.Особенности образовательной деятельности

стр. 5

      2.2.Формы и методы реализации программы

стр. 6

      2.3.Календарно-тематическое планирование ООД

стр. 7

3.Организационный раздел

  1. Оформление предметно-развивающей среды

стр. 10

  1. Список используемой литературы

стр. 10

Приложение 1. Взаимодействие с родителями

стр.11

        

1.Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной  общеобразовательной программой Государственного бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад № 42 Кировского района Санкт-Петербург, на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа составлена с учетом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа по развитию речи детей младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей различных видах деятельности.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для развития интереса к художественной литературе;
  • Способствовать формированию способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него через театрализованную игру;
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • Сформировать представления детей о различных видах театра;
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
  • реализовывать творческий потенциал ребенка, коммуникативные способности
  •  развивать чувство артистизма, эмоциональности, навыки сценических воплощений в играх- инсценировках и драматизациях.
  •  Воспитывать в детях чувства дружбы, доброты, честности, взаимопомощи;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
  • Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
  • Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет:

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним  предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.

Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).

1.4. Планируемые результаты освоения программы:

  • Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
  • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
  • Дети пользуются настольным и пальчиковым театром;
  • Сформировано умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.

           Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации знакомых сказок;

• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

  1. Содержательный раздел:
  1. Особенности образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 15 минут во второй половине дня.

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

  1. Формы и методы реализации программы

Раздел программы

Виды деятельности

Речь и речевое общение

  • рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» «Снегурочка и лиса»;
  • чтение стихотворений, потешек;
  • пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка»,
  • инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся»;
  • прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Путаница», «Муха-цокотуха».

Игровая деятельность

  • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»
  • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В театре»
  • Игра «Превращение»
  • Игра «Волшебная палочка» 
  • Строительная игра «Теремок»

Здоровье и физическое развитие

  • Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»
  • Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
  • «Про продукты – полезные не полезные»

Изобразительная деятельность

  • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
  • Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)
  • Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

Экологическое воспитание

Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:

·         Птицы: попугай, снегирь, сова, дятел, щегол, дрозд, синица, петух, курица

·         Звери: кошка, лошадь, собака, тигр, олень, лиса, песец, медведь (бурый, белый), волк, куница, хорек, ежи, заяц, кролик, морские свинки, хомяки, мыши, лягушка, жаба, черепаха, крокодил, ящерица.

Взаимодействие с родителями

  • Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, би-ба-бо
  • Пошив костюмов для театрализованной деятельности
  • Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Дизайн-проект «Превращения»
  • Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Поляна сказок»

Музыкальная деятельность

  • Слушание музыкальных произведений
  • Пение детских песенок
  • Разучивание танцевальных движений

Музыкальные произведения:

«Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев,

 «Песня Матроскина» Э. Успенский, 

«Песенка о лете» Ю. Энтин, 

«Песенка Бабки-Ежки», 

«Песенка мамонтенка», 

«Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»), 

«Песенка паровозика «Ромашкино», 

«Песенка про Чебурашку», 

«Песня крокодила Гены», 

«Два веселых гуся», 

«Песня Бременских музыкантов», «Пластилиновая ворона», 

«Антошка»

Социальное развитие

  • Посещение кукольного театра
  • Посещение театрализованных постановок с родителями
  • Просмотр мультфильмов

Формы организации театральной деятельности

• игры импровизации

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.

  1. Календарно-тематическое планирование ООД

Месяц

№ недели

Тема ООД

Цель

Декабрь

1

Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

Создание условий для эмоционального и активного восприятия сказки, точного ответа на вопросы по содержанию, обогащения активного словаря детей, воспитанию любви к русским народным сказкам

2

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Создание условий для эмоционального восприятия сказки детьми, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять строчки  из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам

3

Показ настольного театра «Заюшкина избушка»

Создание условий для развития интереса к обыгрыванию сказки, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

4

Аппликация из бумажных салфеток. «Украшение заюшкиной избушки»

Создание условия для развития творческих способностей детей, поддержка детской инициативы при создании композицию; наклеивание цветов на избушку, вырезанный воспитателем.      Развивать мелкую моторику рук (скомкать бумажную салфетку).

Январь

5

Чтение русской народной сказки «Репка»

Способствовать развитию умения у детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

6

Магнитный театр «Репка»

Создание условий для знакомства детей с новым видом театра, помочь запомнить  сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки

7

«Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). «Репка»

Способствовать формированию представления детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.

8

Показ сказки «Репка» с использованием игрушек би-ба-бо совместно с воспитателем.

Знакомство с игрушками би-ба-бо.

Февраль

9

Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»

Способствовать знакомству со сказкой эмоциональному восприятию, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

10

Театр на палочках «Волк и козлята»

Создание условия знакомства с новым видам театра. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

11

Н/печатная игра «Собери картинку»

Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей

12

Игры-имитации «Волк», «Козлята»

Создание условий для развития умения детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

Март

13

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Способствовать эмоциональному восприятию сказки, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

14

Обыгрывание сказки при помощи кукол «би-ба-бо «Три медведя»

Создание условий для обыгрывания сказки разнообразными видами театра. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

15

Драматизация сказки «Три медведя»

Создание условий для развития умения координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

16

Лепка «Чашки для медведей»

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Маша и медведь». Совершенствовать навык скатывания шара, сплющивания между ладонями, прищипывания.

Апрель

17

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Создание условий для знакомства со сказкой. Способствовать эмоциональному восприятию сказки, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

18

Магнитный театр «Петушок и бобовое зернышко»

Создание условий для развития интереса у детей к обыгрыванию сказки разнообразными способами, развитию эмоциональной отзывчивости.

19

Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Создание условий для развития умения координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

20

Коллективный коллаж «Петушок и бобовое зернышко»

Создание условий для закрепления знания содержания сказки, развития умения выделять и называть характерные признаки персонажей, воспроизведения текста знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя, развитию интонационной выразительности речи.

Май

21

Игра «Собери сказку»

Создание условий для закрепления знания сказки, развития логического мышления, воображения.

22

Настольный театр по выбору детей

Создание условий для развития детской инициативы, творческой активности, эмоциональной отзывчивости, закрепления знания сказки

23

Драматизация сказок по выбору детей

24

Обыгрывание сказки «Теремок» способом по выбору детей

3.Организационный раздел:

  1. Оформление предметно-пространственной среды

Предметно-развивающая среда рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающее пространство для малышей 3-4 лет безопасно.

Основными характеристиками развивающей предметной среды в группе «Барбарики» являются:

  • разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);
  • доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития;
  • эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции;
  • гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом);
  • взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;
  • удовлетворение естественной детской активности
  • повышенной двигательной активности, исследовательского характера).

Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

  • художественная литература (русские народные сказки;
  • альбом «Сказки», «Герои сказок», «Домашние животные», «Дикие животные»;
  • атрибуты для организации театрализованной деятельности: ширма, ширма настольная, различные виды тетра (плоскостной, магнитный, пальчиковый, куклы «би-ба-бо», настольный (конусный, резиновый, деревянный, театр из бросового материала) и пр.)
  • д/и Лото «Сказки», «Собери сказку», «Герои сказок» и др.

Специально организованная образовательная деятельность осуществляется в виде игры и игровых упражнений по пятницам во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.

  1. Используемая литература:

1. «Развиваем речь и коммуникативные способности».

2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» (М., 1991 )

3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М.: ТЦ Сфера,2003.-176с.

4. Знакомство с натюрмортом, учебное наглядное пособие (автор составитель Н.А. Курочкина (цв. вкл)

5. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

6. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

8. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

9. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

11. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.

Средства обучения

  1. Музыкальный центр
  2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (младшая группа)
  3. Кукольный театр (настольный, пальчиковый, театр шапок, перчаточный, платковый)
  4. Литературные произведения: русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка»…, книжка — игрушка; книжка-раскладушка.

Приложение 1

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Мероприятия

 Оформление стендов, разработка буклетов на темы: «Влияние сказкотерапии на развитие ребенка»; «Театрализованная деятельность в домашних условиях» «Игровые приемы на снятие эмоционального напряжения» «Как бороться со страхами» «Читаем детям сказки» «Как изготовить куклу-марионетку»

 Открытый показ педагогической деятельности на день открытых дверей.

 Выступление на родительском собрании: «Значение книги в жизни ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи

1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...

Занятие по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" Уважаемые родители! Позанимайтесь, пожалуйста, с детьми дома.

Занятие от 10.04.2020 №1 Чтение сказки «Лиса, заяц и петух» (Л.Поляк).Ритмическая разминка: «Рыбки» «Е.Железнова»Пальчиковая гимнастика: «Кулачки-ладошки&raqu...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки" для детей младшей группы

 Актуальность.  Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скор...

Программа дополнительного образования "В гостях у сказки"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития л...

Рабочая программа дополнительного образования « В гости к сказке» (2 младшая группа)

Рабочая программа  дополнительного образования « В гости к сказке»(2 младшая группа)...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки"

Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге...