Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Корчагина Светлана Александровна

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста

В словарной работе с детьми младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется накоплению и обогащению слова- ря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существитель- ных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Первый вариант

Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть пред- мет: «Это... заяц (лиса, утенок)».

Второй вариант

Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Игра «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Упражнение «Скажи, какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы и называет их. Напри- мер: «Это груша». Ребенок должен описать предмет, перечислить его признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная».

«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».

«Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку, в которой в изображении предмета допущены неточности. Ребенок должен найти эти неточности. Например, на рисунке изображен цы- пленок красного цвета , который клюет морковку. Или у мед- вежонка заячьи уши. Лиса нарисована синей и без хвоста. Ре- бенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки, у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки пред- мета.

В гости к ребенку приходит кукла. Взрослый и ребенок рас- сматривают куклу, называют предметы одежды и описывают ее внешний вид (глаза, волосы).

Затем в гости к ребенку приходит зайчик. Взрослый и ребенок описывают зайца: у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длин- ные уши. А как сказать одним словом, что у зайца длинные уши? Заяц какой? Длинно... (ухий). Хвост у зайца какой? Короткий. Значит, заяц короткохвостый.

Появляется кошка. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее бе- лые. Значит, кошка... белолапая.

За правильные ответы кукла выдает ребенку флажки (ленточ- ки, колечки от пирамидки).

Игровое упражнение «Что напутал Незнайка?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходят Незнайка и его друзья (утенок, зайчонок, котенок и др.) Незнайка представляет ребенку своих друзей и рассказывает про них, но делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и ма- ленькие лапы, он кричит: «Мяу!».

«У зайца маленькие ушки, он зеленый».
«У кошки колючая шубка».
Ребенок исправляет неточности, допущенные Незнайкой.

Игровое упражнение «Какая кукла?»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит ребенку, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить — рассказать, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.

Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, ве- личина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

Упражнение «Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характери- стиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда».

— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мя- чик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бро- сать, ловить, подкидывать, подбрасывать).

— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но мень- ше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

Игровое упражнение «Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть ребенку двух медвежат разного цвета и размера.

— Кто это? (Медвежата.) Чем они отличаются друг от друга? (Один медведь большой и черный. Другой — маленький и корич- невый.)

— Какое имя можно дать черному медвежонку по цвету? (Чер- ныш.) Что любит делать Черныш? (Рычать, есть малину и мед, бегать.)

— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, какой он маленький? (Малыш.)

Игровое упражнение «Сравни зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противо- положные признаки.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Малень- кая, серенькая, быстрая. Ловкая.) Что любит мишка? (Мед, малину.) А мышка любит... (сыр, сухарики).

— Лапы у мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка пищит... (тоненьким голоском). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки... (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

Игровое упражнение «Кто лучше похвалит?»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрос- лого. Взрослый берет себе одну игрушечного медведя, а ребенку дает зайца. Ребенку нужно описывать свою игрушку по образцу, заданному взрослым.

Взрослый. У меня медведь.
Ребенок. А у меня заяц.
Взрослый. У медведя коричневая шубка. Ребенок. А у зайца белая.
Взрослый. У медведя маленькие, круглые ушки. Ребенок. А у зайца уши длинные.

Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

Первая часть

В гости к ребенку приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький).

Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, до- мишко.)

Вторая часть

— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спря- талась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы — вы- сокая, у маленькой — низкая, у большой куклы — широкая, у маленькой — узкая.)

Цель: познакомить детей с названиями противоположных эмоциональных состояний (веселый — грустный).

— Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила). Как другими словами сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими теперь стали обе куклы — Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

Игровое упражнение «Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, где у нас спали куклы, на чем? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.)

Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф.... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель). Какая мебель у тебя в комнате?

— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки... (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одеждой). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят... тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? Кашу? (Из тарелки, глубокой и мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты можешь назвать?

Занятие «В гости к кукле Тане»

Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

— Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками. Но чтобы стать вагончиком, нужно правиль- но назвать слово. Кто первым скажет нужное слово, тот и встанет за мной.

Начинаем! Слон большой, а собачка... (маленькая).

Летом тепло, а зимой... (холодно).
Кресло мягкое, а стул... (жесткий).
Я высокая, а Маша... (низкая).

Дорога широкая, а тропинка... (узкая).

Мама молодая, а дедушка... (старый).

Вот какой длинный поезд у нас получился. Поехали!

Посмотрите: что здесь случилось? Птица волнуется, крылья- ми машет: птенчик выпал из гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь птенчику? (Положить обратно в гнездо.)

А вот и дом куклы Тани. Мы немного задержались.
Таня, дети расскажут тебе, почему мы задержались.
Ехали мы на поезде... И вдруг... (
Дети продолжают рассказ.)

Таня приглашает детей пить чай с конфетами.

— Какие конфеты дала нам кукла Таня? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый). А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)

Стала Таня с детьми прощаться.

— Что Таня скажет нам на прощание? Какие слова? («До свидания!», «Заходите еще!», «Была рада с вами встретиться!».) А детей всех она называла ласковыми словами. Как? (Олечка, Димочка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....