Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Корчагина Светлана Александровна

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Продолжается работа по активизации словаря детей назва- ниями предметов, их качеств, свойств, действий (существитель- ные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают не только действия к пред- мету (лейка..., утюг..., молоток... нужны для того, чтобы...), но и предметов к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки). Параллельно проводится работа по правильному употреблению слов, обозна- чающих пространственные отношения.

Упражнение «Кто больше слов скажет?»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, об- ращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисо- вана белочка, и предлагает детям поиграть. Нужно описать белоч- ку: сказать, какая она, что умеет делать, какой у нее характер. («Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообра- зительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи».)

Аналогично дается задание описать других зверят. («Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный».)

Упражнение «Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Детям показывают картинку с изображением скачущего зайчика.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблу- дился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

Закончите предложения: Если зайчик потерялся, мы... (по- можем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим его, утешим).

Мини-занятие «Какие бывают иголки?»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать суще- ствительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

Педагог читает загадку: Отгадай, какое слово
Есть у каждого портного? Вместо шубы это слово Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне.

(Игла)

— Какие иглы вы знаете?

(Швейные, сосновые, еловые, меди- цинские.)

— Чем похожи все иголки?

(Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем?

(Швейной.)

Что шьют швейной иглой?

(Одежду.)

Что делают медицинской иглой?

(Укол.)

Педагог читает стихотворение:

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки?

(Защищаться.)

От кого еж защищается?

Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
 Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой?

Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

— Закончите предложения:
Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий).
Лиса потрогала ежа и... (укололась).
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие

и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

Упражнение «Кого можно гладить?»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гла- дить».

— Мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого мож- но погладить? (Зайчика, котенка, ребенка). А теперь подумайте, что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Это одежда.)

Глажу платье утюгом, А кота и кошку,
Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов может бить и спина, и спинка, а у каких — только спинка? (У собачки — спина, спинка; у дивана, у стула, у кресла — только спинка.)

Игровое упражнение «Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Педагог читает детям стихотворения:

Что растет на елке? Шишки да иголки.

Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбах у ребятишек Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова. (Малышка, мышка, мишка.) Вспомните стихотворение про мишку:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет.

Про кого эта загадка?

«Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Это белка.)

А вот стихотворение про белочку.

Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

— Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала опишите белочку, какая она была? (Смелая, ве- селая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.)

Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много-много, видимо-невидимо). Только сорвала белочка первую шишку, как... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у волка... (выросла шишка).

Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Упражнение «Ручка— ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

— Отгадайте загадку:

Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет — ручку подает. (Дверная ручка.)

— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? — Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку

можно...
— А какие предметы мы называем словом «ножка»? — Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

Упражнение «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут (спешат, тикают.). Мальчик идет (шагает, вышагивает, марширует). Снег идет (падает). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла...
Люди вышли...

Я пришел...
Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

— Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут.
(Часы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста...

Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....