Инновационные методы работы с детьми в речевом развитии дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Фирсова Алена Михайловна

Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Инновационные методы  работы с детьми в речевом развитии дошкольников.

Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна

г. Урай 2018

Инновационные методы  работы с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Так как в нашей группе дети раннего возраста и поддерживать их интерес к занятиям сложно из за несформированности произвольности, мы решили пользоваться нетрадиционными методами развития речи через развитие мелкой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. 

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

В нашей группе с малышами мы давно используем  нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики детей.

Это:

  • Массаж шишками.
  • Массаж шестигранным карандашом.
  • Игры с массажным мячом.
  • Игры шнуровки.
  • Игры с песком.
  • Игра с крупой (перекладывание, пересыпание, рисунок на крупе)
  • Игры на тактильное восприятие.
  •  Аква-гимнастика-занимательные игры в воде.
  • динамические паузы с массажером «Су-Джок». Такие игры  сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи, развитие мелкой моторики рук, усидчивости, глазомера, развития ритма у ребенка.

Но сегодня я хочу рассказать коллегам, об инновационных методах в работе с детьми, которые заинтересовали нас и мы начали их использовать в своей работе.

Биоэнергопластика как средство развития речи у дошкольников с ОНР.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

 Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

 Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Работа в системе биоэнергопластики:

  • первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
  • стимулирует интеллектуальную деятельность;
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
  • развивает артикуляционный аппарат;
  • формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом.

 Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки.

Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год.

Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Основные условия проведения таких занятий:

✓▪ внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;

✓▪ четкое выполнение каждого движения;

✓▪ небрежность недопустима;

✓▪ упражнения выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);

✓▪ использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.

На логопедических занятиях необходимо создавать  различные игровые ситуации, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

Наши дети выполняют несколько упражнений «Окно», «Рыбка» и мы продолжаем работу. Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы.

  • Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Следующая инновация это:

КРИОТЕРАПИЯ

Мы начали заниматься с октября с одобрения врача. Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. 

Криотерапия – это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Методика проведения криотерапии

Проведение криотерапии не требует специального оборудования.

Для неё необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводится в три этапа.

  1. Криоконтраст. Лёд высыпают в большую миску Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их (начинают с10-15 секунд). Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
  1.  После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
  2. Развитие тактильной чувствительности: массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков,растирание варежкой, поглаживание предметов разных фактур.

Криотерапия проводится по следующей схеме:

  • одна процедура через 1-2 дня в течение месяца.
  • Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.
  • Пусть малыш погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами.

осьминог

Ребята постарше могут строить из ледяных кубиков замки, выкладывать узоры, как из мозаики.

цветной лед

Необходимо помнить и о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание);
– очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.

Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед непосредственно образовательной деятельностью.

Этот метод изначально имеет и  медицинскую направленность. Существует множество методик и здоровьесберегающих технологий позволяющих снизить заболеваемость детей, повысить иммунитет. Одной из таких методик является криотерапия.А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей мы будем добиваться следующих результатов: улучшения координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкой моторики пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в работе по речевому развитию дошкольников посредством современных технологий

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности и оказыва...

Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быс...

Аквагимнастика в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника. 

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.

Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...

Инновационные методы: аква-гимнатсика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников

Развитие дошкольников с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей....