Инновационные методы (биоэнергопластика, аквагимнастика, кинезиологические упражнения) в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пчелкина Елена Игоревна

Консультация для специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_v_rabote_s_detmi.docx29.47 КБ
Файл innovatsionnye_metody.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры в воде

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрей он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Игра «Медуза»

Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.

Прозрачная медуза так красива,

Но только обжигает больнее, чем крапива.

Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

Исходное положение – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнистые плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями.  Благодаря межполушарному взаимодействию осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Мозолистое тело интенсивно развивается до 7-8 лет.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Современные кинезиологи рассматривают неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию  как одну из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Кинезиология предлагает активизировать межполушарное взаимодействие через комплекс специальных движений, поскольку известно, что психическое развитие протекает в тесной связи с моторным.

При регулярном выполнении специальных перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, т.е. развивается мозолистое тело. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Упражнения желательно выполнять ежедневно в течение 6-8 недель.

Колечко

Плавно и как можно быстрее перебирать пальцы рук: соединять в кольцо с большим пальцем поочерёдно указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сначала в прямом, потом – обратном порядке. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно.


Кулак-ребро-ладонь

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет упражнение вместе с педагогом, затем – по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Ребёнок может помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми  вслух или про себя.

Ухо-нос

Ребёнку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Затем одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Лезгинка.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняются позиции правой и левой рук. Упражнение повторяют, выполняя 6-8 смен позиций, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Симметричные рисунки» -

рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» -

нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Замок

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и чётко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцам нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия проводятся с группой) дети могут выполнять упражнение парами.


Лягушка

Ребёнку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Положение обеих рук следует менять одновременно. Упражнение выполняется ритмично в течение 3-4 повторений.

Зеркальное рисование

Перед ребёнком кладут на стол чистый лист бумаги, предлагают взять в обе руки по карандашу или фломастеру и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения происходит расслабление глаз и рук, деятельность обеих полушарий синхронизируется, увеличивается эффективность работы всего мозга.

Прыжки

Выполняется на месте, одновременно двигая руками и ногами. Повторить несколько раз.

Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Упражнения позволяют:

  • активизировать интеллектуальную и познавательную деятельность
  • улучшить память, внимание, речь, пространственные представления
  • развить мелкую и крупную моторику
  • облегчить процесс чтения и письма
  • снизить утомляемость, излишнее напряжение
  • повысить стрессоустойчивость организма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДОУ Детский сад №7 «Улыбка» г. Долгопрудный Инновационные методы ( биоэнергопластика , аквагимнастика , кинезиологические упражнения) в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника.

Слайд 3

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: « био » — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Слайд 4

Р ебёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Слайд 5

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например , «Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи.

Слайд 6

Преимущества биоэнергопластики : оптимизирует психологическую базу речи; улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам; способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов; синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность; позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Слайд 7

АКВАГИМНАСТИКА Аквагимнастикой называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Соединение этого увлечения со специальными пальчиковыми упражнениями и называется пальчиковой аквагимнастикой .

Слайд 8

Тексты для аквагимнастики : «Рыбка» Рыбка плавает в водице Рыбке весело играть Рыбка, рыбка, озорница Мы хотим тебя поймать Рыбка ротик приоткрыла, крошку хлебную взяла Рыбка хвостиком вильнула и тихонько уплыла. Игра «Медуза» Прозрачная медуза так красива, Но только обжигает больнее, чем крапива. Игра «Дельфин» Дельфин – малыш приплыл ко мне, Он покатает на спине!

Слайд 9

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения, или « Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Слайд 10

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Слайд 11

Кинезиологические упражнения Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняются позиции правой и левой рук. Упражнение повторяют, выполняя 6-8 смен позиций, добиваясь высокой скорости смены положений. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку). «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Слайд 12

Кинезиологические упражнения Замок. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и чётко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцам нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия проводятся с группой) дети могут выполнять упражнение парами. Лягушка. Ребёнку предлагается одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Положение обеих рук следует менять одновременно. Упражнение выполняется ритмично в течение 3-4 повторений.

Слайд 13

Зеркальное рисование

Слайд 15

Упражнения позволяют: активизировать интеллектуальную и познавательную деятельность; улучшить память, внимание, речь, пространственные представления; развить мелкую и крупную моторику; облегчить процесс овладения чтением и письмом; снизить утомляемость, излишнее напряжение; повысить стрессоустойчивость организма.

Слайд 16

Презентацию подготовила: Пчелкина Елена Игоревна учитель-логопед I категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы с детьми в речевом развитии дошкольников.

Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений....

Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быс...

Аквагимнастика в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника. 

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер- класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Биоэнергопластика- это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Развивая тонкую моторику, тем самым активизируются соответствующие отделы головного мозг...

Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.

Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...

Инновационные методы: аква-гимнатсика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников

Развитие дошкольников с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей....