Логоритмика как средство развития детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Вологина Людмила Александровна

В выступлении раскрывается значение использования логоритмике в музыкальной деятельности, как способа развития речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как средство развития речи воспитанников

выступление на семинаре-практикуме

Вологина Л.А.

музыкальный руководитель МБДОУ №14

I квалификационная категория

Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. 
Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и расширить его представления  об окружающем мире. 
А если к музыке добавлены движение и речь – то эффект воздействия будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика, и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Если выражаться простыми словами, то «логоритмика – это тройственный союз, соединение музыки, речи и движения».
Логоритмика это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. 
Логоритмика является одним  из важнейших средств коррекции сенсомоторных и речевых нарушений у детей.

В основе логоритмики лежит распространенная система ритмического воспитания швейцарского педагога и музыканта Эмиля Жак-Далькроза. При помощи ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Тесные связи, лежащие в основе ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Говоря о логоритмике, В.Гринер отмечает: «что в основе её лежит ритм, как организующий момент. Музыка не просто сопровождает движения, а является руководящим началом».


Наукой доказано, что сочетание движений, музыки и речи: 
— нормализует состояние мышечного тонуса, 
— помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, 
— развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, 
— способствует регулированию темпа и ритма речи, 
— устраняет нечеткость звукопроизношения. 


На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи: 

  • развитие слухового и зрительного внимания (например, умение 
    произвольно реагировать на музыкальный сигнал); 
  • снижение психоэмоционального и телесного напряжения; 
  • интонационно-мелодическое развитие речи; 
  • развитие артикуляционной моторики; 
  • развитие и укрепление мимической мускулатуры; 
  • развитие силы, высоты, тембра голоса; 
  • совершенствование тонкой моторики пальцев рук; 
  • развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности; 
  • развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики); 
  • развитие чувства ритма и координации движений; 

формирование пространственных представлений и схемы тела  (например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ). 


Логоритмические занятия могут включают в себя:

  • Упражнения и игры, развивающие чувство ритма.

Цель: формирование чувства ритма на основе двигательного моделирования.

  • Упражнения и игры, активизирующие внимание.

Цель: развитие слуховой, зрительной, моторной памяти, переключаемости внимания.

  • Упражнения на развитие мелкой и общей моторики рук.

Цель: формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

  • Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Цель: снятие мышечного напряжения, воспитание способности  произвольно управлять этим напряжением.

  • Ритмические танцы, хороводы.

Цель: координация слова и движения, развитие общей моторики.

  • Голосовые упражнения и игры с использованием музыкальных инструментов. 

Цель: формирование умения петь ритмично, по фразам.

Практика1 _Видео «Слоги с Р»

Практика2_ картинка «Танец Червяков»

Практика3_Видео «У жирафа пятна»

Современные авторы программы   раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Сергей и Екатерина Железновы разработали серию методических материалов «Музыкальные обучалочки», включающие подборку аудиодисков с логоритмическими упражнениями. Данный материал можно использовать в работе с детьми-дошкольниками.
Таким образом, занятия логоритмикой,  способствуют развитию у воспитанников  правильного речевое дыхание, формированию понимания темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, развитию умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом,

проявлению творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Аппликация в технике оригами-мозаика как средство развития детей дошкольного возраста

Оригамные мозаики — самый простой, красивый и увлекательный путь освоения искусства оригами. В основе мозаики всегда самые простые элементы, с изготовлением которых справится и начинающий. Для выполне...

Возможные примеры игр как средства развития детей дошкольного возраста.

  Игра – ведущий  вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление....

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

Логоритмика как средство всестороннего детей дошкольного возраста

В статье приведены примеры логоритмических упражнений для организации детского досуга...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...