Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михайлова Наталья Александровна

Занятие направлено на обогащение  словаря по теме «Весна»,  в формировании  умения  составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также  составлять небольшой рассказ  по предложенной схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._razv._rechivesna.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ОО  «Речевое развитие»

Развитие речи   Составление рассказа «Три весны»

Задачи: 

Обогащать  словарь по теме «Весна» (весна, март, апрель, май, приметы, оттепель, сосулька, капель, проталина, ледоход).  Развивать связную речь: упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Формировать умение составлять небольшой рассказ  по предложенной схеме. Развивать  психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать общую и мелкую моторики.

Предварительная работа: Чтение: И. Соколов – Микитов «Ранней весной»; «Над болотом».

 Д./ И. «Назови действия»; «Назови признаки»; «Назови родственные слова»; 

С. И. «Эхо» (отгадывание стихов о весне); Слушание: П. И. Чайковский «Времена года»; Запись голосов птиц.
Оборудование: картинки с изображением признаков весны,  конверт с письмом, мнемосхемы, мяч.

Ход НОД:

Орг. момент

- Ребята, послушайте стихотворение:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.


О чём говорится в стихотворении? Это признаки какого времени года?

Всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны (вывод делают дети).

- Какие признаки вы ещё знаете?

- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.

- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.

- Природа пробуждается.

- Появляются проталины.

- Появляются первые весенние цветы.

- Появляются насекомые.

-Прилетают птицы и они вьют гнёзда.

Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы помните?

Игра с мячом «Назови, не повторись»

- Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц.

Логопед пускает мяч по кругу, дети передают его друг другу. По сигналу, движение мяча останавливается. Ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет любую птицу.

Дыхательная гимнастика: Покажем, как дует ветер сильный, а теперь тихий ветерок.

Назови одним словом

(активизация словаря, закрепление навыков  словообразования)

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега-подснежник

Место, где растаял снег и открылась земля. –проталина

теплая погода с таянием снега, льда—оттепель

Первый цветок, появившийся ранней весной  первоцвет

Падение капель оттаявшего снега—капель

Движение льда по реке весной.-ледоход

Основная часть

Ой, смотрите, у нас какое- то письмо лежит, интересно оно для кого? (Чтение письма)

Дорогие дети ! Пишет вам Весна. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня,

составьте рассказ обо  мне по картинкам. Очень надеюсь на вашу помощь.

Помочь вы мне сможете, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться.  Надеюсь на вас друзья!»

Ребята, здесь ещё что-то есть.(педагог заглядывает внутрь посылки  достает картинки о весне). Я так думаю что это картинки о весне.

Поможем, ребята весне, составим рассказ?

Ну, что же, начнём  выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

 «У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничего не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».

Составление рассказа  «Три весны» по опорным картинкам (поле, река, лес)

Что мы составили? (рассказ). А у каждого рассказа должно быть название.

Ребята,  придумайте название нашему  рассказу. Дети - «Три весны».

Физкультминутка.  «Весенняя песенка»

А уж ясно солнышко 
Припекло, припекло 
И повсюду золото 
Разлило, разлило. 
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат. 
Журавли курлыкают 
И летят, летят.

Дети самостоятельно составляют рассказ с опорой на картинки.

Ребята, у вас получились очень хорошие рассказы . И мы с вами помогли   распутать дорожки по которым к нам придёт весна – красна.( Разрезанная схема-картинка)

Заключительная часть

- А почему в народе говорят весна – красна?

В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кричали «заклички» и так зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну:

Весна! Весна!

Прийди красна!

С ясным солнышком

Колоколнышком.

Принеси урожай

В наш родимый край!

Вот и пришла весна. Теперь  с каждым днём будет становиться теплее и радостнее. Весна так рада, что вы помогли ей,  приготовила каждому из вас подарок. Это картинки, которые вы раскрасите и вспомните наш рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...

Конспект «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин».

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.Развивающие: Развивать сп...

Конспект мероприятия по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Чудеса весной» с детьми старшей группы № 7 «Сказка» общеразвивающей направленности

Направление:  «Познавательно - речевое  развитие»Вид занятия: Сюжетное, в познавательно игровой форме.Интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», ...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи). ТПересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат"

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 11.10.2022Тема: Пересказ рассказа В. Бианки ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...