Методическая разработка "Колобки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Сайфуллина Алла Миргановна

Сказка о гласных звуках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

«Колобки»

                                Образовательная область: «Развитие речи»

                                Раздел: Развитие речи

                                возрастная группа: младшая

                                                      Выполнил: воспитатель Сайфулллина А.М.

                                                           Квалификационная категория: высшая

                                                                 Стаж работы в данной должности: 32 года

                     

2018  

Тема: «Звуковая культура речи» 

Направленность: закрепление правильного произношения гласных звуков

Предпосылки: обогащение развивающей среды группы дидактическими пособиями по речевому развитию.

Вид: дидактическая игра

Предназначение: для детей 3 лет.

Продолжительность: с 22.10.2018 по 26.10.2018

Актуальность: В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но этому его можно научить.

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение гласных звуков в звукосочетаниях, словах.

Задачи:

Образовательные:

- отрабатывать четкое и правильное произношение гласных звуков: а, у, о, и, э, ы;

- произносить слова с этими звуками плавно на одном вдохе;                                                                                                  

Развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- умение регулировать высоту голоса;

Воспитательные:                                                                                           

- воспитывать положительную установку на участие в игре.

 

Описание пособия:

Ламинированные бумажные домики из картона размером 12 x 12 см, с изображением гласного звука на каждом: а, у, о, и, э, ы. На обороте символы красного цвета – «колобки»:  звук «а» - большой полный круг; звук «у» - маленький полный круг; звук «о» - полный овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник. Ламинированные символы из картона, с изображением «колобков» - символов красного цвета, по четыре на каждый звук с буквой и без букв.


Этапы работы: 

I – подготовительный

- выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор материала;

- изготовление дидактической игры.

II -  основной

- знакомство с игрой;

- создание игровых ситуаций;

- использование дидактического пособия в режимных моментах.

III – заключительный

- обобщение материалов и результатов работы по развитию речи на заключи-тельном этапе;

- презентация дидактической игры на конкурсе ДОУ «Лучшая методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи».

Ожидаемый результат:

1. Различает гласные звуки.

2. Определяет наличие звуков в звукосочетаниях и словах.

3. Правильно произносит звуки а, у, о, и, э, ы (изолированный, в звукосочетаниях,  

   словах).

4. Развитие внимания, памяти, восприятия.

Составляющие элементы:

- использование игры в режимных моментах.

Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность по развитию речи;

- развлечения с использованием дидактической игры.

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах ООД по развитию речи, режимных моментах;

- картотека, видеотека к дидактической игре.

Тематический план:

Дни недели

Содержание работы

Форма работы

Понедельник

Знакомство с дидактической игрой «Колобки». Рассматривание карточек, бу-мажных домиков (Приложение 1)

Всей группой

Вторник

Рассказ истории о «Колобках», с исполь-зованием демонстрационного материала дидактической игры (Приложение 2)

Всей группой

Среда

Игры  «Поймай звук», «Спой песенку Колобка», «Звуковые песенки» и другие (Приложение 3)

Играть

подгруппами

Четверг

Самостоятельные действия детей с игрой «Колобки». Раскладывать самостоятельно на большой карточке разрезные картинки, в соответствии с изображением такого же  «колобка»  

Играть

индивидуально

Пятница

П/игра «В каком домике живет звук?» на закрепление звуков

Подгруппами

Список использованной литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Москва - 2014 г.

2.  Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»; младшая группа (3 – 4 года)

3. Гербова В.В. Развитие речи. 2 -4 года. Учебно – наглядное пособие.-М., 2003

4. Гербова В.В. Развитие речи. Художественная литература. 3–4 года. –М.,2005

5.  Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М., 2005

6.  Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2009

7.  О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа развития речи дошкольников.- М., 2012

Приложение

Игра со звуковыми символами «Колобки»                        (Приложение 1)

Цель игры: развивать фонематический слух - слушать и слышать. Показать ребенку символ и назвать звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть губы. Соотнести символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», самолет гудит «у-у-у», мальчик охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»). Звуки рекомендуется произносить перед зеркалом и обращать внимание ребенка на движение губ (когда произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку). После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к играм: «Поймай звук», «Спой песенку Колобка», «Звуковые песенки» и другие.

История о «Колобках»                                                             (Приложение 2) 

Дети, вы помните сказку про Колобка? (Ответы детей). А сегодня я расскажу вам новую историю о волшебных колобках, которые умеют разговаривать и петь песенки. Итак, сели все поудобнее – я начинаю волшебную историю о Колобках. (Воспитатель достает куклу Машу). Однажды, девочка Маша пошла в лес, было тепло и весело, солнышко светило ласково. Загулялась Машенька. Вдруг видит на полянке стоят домики. Прислушалась Машенька – в домиках кто – то пел. Какие чудесные звуки! Как поют!» - подумала Маша и тихо посту-чала в окно. (воспитатель поворачивает домик) «Ты кто?»- спросила Машенька. «Я Колобок– А-А-А» Вдруг из соседнего домика из окна выглянул другой Ко-лобок: «У-У-У!» сказал он не довольно. Тут же распахнулось окно в следу-ющем домике: «О-О-О!»- удивленно донеслось из окна еще одного домика. «И-И-И!» - игриво зазвучало из окна другого домика. «Э-Э-Э!» медленно и расу-дительно послышалось из следующего домика. «Ы-Ы-Ы!» открылось окно по-следнее последнего домика. «Какие вы все певучие!»- сказала Машенька. «Мы сестры! И фамилия у нас одна – ГЛАСНЫЕ. Мы очень любим петь по одному и все вместе: ААА, УУУ – АААУУУ. И по трое ИИИ, УУУ, ААА и хором ИУА. Ни одно слово без нас не обходится!» «А, ведь и правда» - подумала Маша - «Надо с ними дружить!» Машенька шла домой и напевала:

Рот пошире открывай,                                                                                                                   Ты про нас не забывай,                                                                                                   Нет преграды на пути                                                                                                             ААА, ООО, УУУ,                                                                                                            ЭЭЭ, ЫЫЫ, ИИИ.                                                                                                         Вот такая история о Колобках, которые живут в своих домиках на солнечной полянке. (Предложить детям пропеть песенку каждого Колобка, затем их об-щие песенки).

Игры со звуковыми символами                                        (Приложение 3)

«Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки,  а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук

«Спой песенку Колобка»

Ребенок выбирает карточку – символ, а взрослый предлагает ему спеть песенку Колобка, изображенного на этой карточке – символе.

«Звуковые песенки»

Предложить детям составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему


«Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

«Дирижер»

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

«Сломанный телевизор»

Сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Сказать детям, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

«Хорист»

 

Пропевать заданный звук с разными интонациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...