Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе "День народного единства России"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ефимова Вероника Викторовна

Конспект нацелен на развитие связной речи старших дошкольников по теме "Наша Родина", разработан в виде игры-квеста "Путешествие по России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 24 "ПЧЕЛКА"

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА БЕРДСКА

пчелка

Конспект

комплексного занятия

по развитию речи в старшей группе

на тему «День народного единства России»

Составила и провела:

воспитатель Ефимова Вероника Викторовна

Город Бердск 2018 год

Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе

 на тему «День народного единства России»

Цель: развивать связную речь детей

Задачи:

Развивающие

развивать связную речь детей, побуждать детей к рассказыванию по картине, составлению предложений по картине; активизировать словарный запас детей по теме Россия;  развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику.

Обучающие

Обобщить и систематизировать знания  о России и о государственных символах;  побуждать детей вдумываться в значения слов, от какого слова оно могло быть образовано; раскрывать понятие слова; закреплять названия и группы деревьев растущих в России; расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории;

 Воспитывающие

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.   

Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России, рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина», «Мой город», разучивание стихов про флаг- триколор, герб, про родину, беседы на тему «Моя Россия», «Что родиной зовётся», знакомство с русской народной культурой .

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Оборудование:

- колокольчик;

- картонные полоски трёх цветов (белого, красного, синего) одинаковой ширины и длины;

-иллюстрация с изображением флага России;

- иллюстрация цельная с изображением герба России;

- сборная картинка Российского герба;

- плакат А4 с гербами разных стран, в том числе и России;

- набор картинок с изображением деревьев лиственных и хвойных (2 -3 экземпляра);

- картонный листочек дерева с загадкой;

- кукла Мария в русском национальном костюме;

- набор карточек «Национальные костюмы России»;

- плакат «Символы России»;

- репродукция картины Остроухова «Золотая осень»;

- портрет художника Ильи Семёновича Остроухова;

- трубочки из бумаги диаметром 3-5 см на каждого ребёнка подгруппы;

- портрет президента страны В.В. Путина, фоторепродукция дома правительства, Красной площади.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России, вальс Фредерика Шопена «Осенний вальс» -при рассматривании картины.

ХОД НОД .

1.    Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит)

Начинаем мы играть.

Про Россию вспоминать.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:Ребята, как вы думаете почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать?

Ответы детей:

Воспитатель:  действительно, приближается торжественный праздник. Праздник нашей страны, нашей с вами большой Родины. Как она называется? (Россия) Верно. А праздник называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ. Он отмечается 4 ноября.  А что такое «ЕДИНСТВО»? От какого слова образовано название «Единство»? Слово «единство» образовано от слова «Единый», т.е . одно целое, нераздельный. Раз мы с вами говорим о России, вот наша страна и есть целая, нераздельная, единая, объединённая одной целью, одной жизнью, одним законом, находится под одним правителем, под одними символами. Предлагаю вам поиграть в игру – «Путешествие по уголкам России». А предлагаю я вам полетать на ковре-самолёте.

Итак, располагаемся уютно на нашем ковре (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр). Выбираем пилота. Полетели. Повторяем наши заводные-ключевые слова:

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.

Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.

Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.

Мы снижаемся! Земля!

Вижу, вижу станцию. Название её «Символическая». Приземляемся.

(На столе разбросаны полоски трёх цветов: белого, красного, синего; разрезные картинки герба).

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски и картинки разбросанные. Предлагаю навести порядок. Вот только какой порядок? Как станция называется?

Дети отвечают: «Символическая».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. А путешествуем мы по какой стране?

Дети: по России.

Воспитатель: значит, нам нужно навести порядок в символах России. А какие мы с вами знаем символы нашей страны?

Дети: флаг, герб.

Воспитатель: кто догадался? Что мы можем собрать из цветных полосок?

Дети: флаг России-триколор.

Воспитатель: Почему его называют ТРИКОЛОР? (флаг имеет три цвета. «Колор»-иностранное слово, переводится как «цвет».) А кто знает стихи про флаг?

 1 ребёнок:                                                     2 ребёнок:

Флаг России-триколор,                                  Снизу красный-самый яркий,

Три полоски ловит взор,                                цвет побед в сраженьях жарких,

И у каждой новый цвет,                                 русской кровью что добыты

А у цвета свой секрет.                                    И народом не забыты.

3 ребёнок:                                                       4 ребёнок:

В середине флага- синий,                               Сверху, словно облака,

Словно Волга по равнине…                           Цвет снегов и молока.

Синеву родимых рек                                       Чистый белый – мира цвет,

Любит русский человек.                                  Говорит он – войнам нет!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за подсказку. Теперь попробуем собрать флаги- триколоры. Игра «Собери флаг».

Воспитатель: Ура! Здорово! Мы собрали с вами флаги России. Навели немного порядок. Но есть здесь ещё что-то. ( На столе лежит иллюстрация с гербами разных стран, в том числе и России. )

Что бы значила эта картинка? Может кто-то знает? (Ответы детей). Это похоже на герб.  А как выглядит наш герб - герб России? Давайте попробуем его найти на этой картинке. «Найди герб». Молодцы! Узнали!

Может кто-то сможет описать герб? Послушайте мой рассказ. Орёл – символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий , что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе- золотой шар-держава – символ могущества страны. Слово «МОГУЩЕСТВО» означает большая сила, власть, влияние. На груди у орла красный щит с изображением русского святого Георгия Победоносца, колющего копьём змея. Святой Георгий- символ добра, змей –это зло. То есть, добро всегда побеждает зло. И добро должно быть с кулаками.

Вот в этих картинках тоже беспорядок. Надо и здесь навести порядок.

ДИ «Собери герб».

Ну что ж, порядок на станции «Символическая» наведён! Отправляемся дальше со стихами: (физкультминутка с движениями по тексту)

Очень дружно мы живём,

Мы по улице идём,

Если очень мы спешим,

Вместе быстро побежим.

Мы оглянемся, посмотрим,

Все ли рядышком бегут.

Если рядом нет кого-то

Мы посмотрим там и тут.

Никого не потеряли,

Все ребята на местах.

Значит можно продолжать

нам полёты выполнять.

(Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр –самолёт.) Заводим наш ковёр-самолёт ключевыми-заводными словами (вместе с детьми):

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.

Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.

Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.

Мы снижаемся! Земля!

Станция  «Зелёная».

Воспитатель: Смотрите , ребята, какой-то листок. От какого он дерева, кто догадался? Верно.  На нём что-то написано. Я прочту.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Нас много здесь. Мы просим вас,

Верните лес, разделите нас. (Дерево).

-кто это или что это просит нас о помощи?

Вы отгадали загадку?

- Правильно! Это дерево.

Воспитатель: Россия - страна богатая лесами. Какие деревья нашей страны вы знаете? ( Тополь, клен, сосна, ель, береза, липа…)

- Ребята, на этой станции тоже необходимо навести порядок. Нашей родине нужны леса. Леса бывают хвойные и лиственные. Предлагаю поиграть в игру «Лиственные – хвойные» разделите деревья на две группы и посадите лес хвойный и лиственный. (Клен, береза, дуб-лиственные; хвойные – ель, сосна, кедр).

Проводится игра.

Воспитатель: Мы молодцы! Помогли деревьям. Навели на станции «Зелёная» порядок. Полетели дальше.

Пилот, заводи самолёт!

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.

Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.

Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.

Мы снижаемся! Земля!

Вижу, вижу, станция «Музейная-галерейная».

Интересно, что же это за станция. Приземляемся?

(Детей встречает кукла Мария в русском сарафане. Воспитатель берёт куклу в руки и от её имени приглашает детей в музей русского искусства.)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария.

- Здравствуйте, Мария! Какой на тебе красивый русский сарафан! А кокошник расшитый золотыми нитками!

- Благодарю! Добро пожаловать в наш музей русского искусства! Обратите внимание на эту стену. Что вы здесь видите, ребята?

Ответы детей: 

Мария: этот стенд предлагает нашему вниманию изображения людей в национальных костюмах. Здесь и башкиры, и уйгуры, и якуты, и русские, и татары(указывает на костюмы). Ведь на территории нашей страны проживают многие национальности.Наша родина- МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ребята, попробуйте повторить это слово.(Дети повторяют вместе с воспитателем). Это и татары, чуваши, армяне, белорусы, казахи и многие другие. А поможете мне найти картинку с изображением русского костюма? Да, верно. У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную  шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка –косоворотка, т.е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове - кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин,  или самотканый- сами ткали-  разноцветный платок.  

Посмотрите, а здесь висят иллюстрации с негосударственными символами нашей России: здесь и матрёшка, деревянные расписные ложки, и балалайка-русский народный музыкальный инструмент и берёзка белоствольная - тоже символ России. Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного и многогранного!

Воспитатель-Мария: Ой, посмотрите ребята! Кто-то неправильно повесил картину. Отвернул её от нас. Давайте посмотрим на неё и  рассмотрим. Что же изображено на картине?

-  Предлагаю поиграть в игру «Раздели на части». Для неё нам понадобится подзорная труба. Она есть в нашей галерее. (Детям раздаются трубы, скрученные из бумаги, диаметром 3-5 см). Предлагаю посмотреть на картину в подзорную трубу и поделить её на части. Наведём резкость («чик-чик»,  глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.

  • Ребята, что же вы видите на ней?
  • Я вижу на этой картине деревья.
  • А какие это деревья, лиственные или хвойные?
  • Это лиственные деревья.
  • А кто узнал деревья по листьям?

-    Это клёны.

-  А я вижу 2-х сорок (Небо, тропинку, траву, опавшие листья).

- А кто-нибудь увидел на картине осень?

  • Как можно назвать эту картину? (Ответы детей.) И действительно. Эта картина называется «Золотая осень». А написал её великий русский художник Илья Семёнович Остроухов. Вот его портрет. Именно «написал» картину, а не нарисовал- художники пишут картину красками масляными, так и говорят «написал картину маслом».
  • Ребята, но ведь мы с вами поделили картину. А теперь нужно её объединить. Давайте подумаем: что можно объединить? Например, деревья и листья можно объединить? Почему? Что ещё можно объединить? А какое красивое предложение вы бы составили с этими словами?
  • Осенью с деревьев опадают листья.
  • Небо и деревья.
  • Подумайте, какое предложение можно составить с этими словами?
  • Сквозь деревья видно голубое небо, как окошко.
  • Тропинка и сороки.
  • По тропинке важно шагают две сороки и о чём-то разговаривают.
  • Трава и осень.
  • Осенью трава начинает желтеть и увядать.

Молодцы, ребята!

Воспитатель:  Нам пора улетать. Спасибо Вам, Мария! Нам было очень интересно. Мы многое узнали. До свидания! Скорее прыгаем в ковёр-самолёт и летим. Пилот! Начинай наш полёт!

ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.

Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.

Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.

Мы снижаемся! Земля!

Воспитатель: Ребята, мы прилетели к Дому Правительства. Где он находится? ( в Москве - столице нашей Родины.) А кто же президент или глава нашего государства? (Владимир Владимирович Путин). Верно. А в Доме Правительства сейчас начинается собрание. И звучит ещё один государственный символ нашей Родины-это гимн России. Гимн полагается слушать стоя. Давайте и мы с гордостью послушаем наш гимн. (слушаем).

Воспитатель: Ребята! Нам пора возвращаться в наш город Бердск.

Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.

Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.

Возвращаемся! Земля!

- Пилот! Ты видишь герб нашего города? Приземляйся в ту сторону. (Ребёнок находит герб родного города (воспитатель может подсказать. Например, «летим направо, потом прямо-вижу цель!»), и подходит с детьми на станцию «город Бердск»).

Рефлексия:

Ребята, вот и закончилось наше путешествие? Вам оно понравилось?

По какой стране мы путешествовали?

Что мы делали?

Что узнали нового?

С каким художником познакомились? Как называлась его картина?

Что звучало у Дома Правительства?

Какой праздник мы с вами будет отмечать 4 ноября?

Спасибо вам! С вами было интересно путешествовать! От меня вам сюрпризики- наклейки в ваши дневнички-блокнотики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Комплексного занятия по развитию речи, математике в старшей группе с применением развивающей игровой технологии тема: «Путешествие по дорогам знаний»

Цель: Совершенствовать знания детей, полученных за год. Закрепить знания детей о временах года, о весенних месяцах, о частях суток и их признаках. Развитие мыслительной деятельности, способность к пои...

«Наш Коста» конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе.

laquo;Наш Коста»конспект комплексного занятияпо развитию речив старшей группе....

Конспект комплексного занятия по развитию речи «В гостях у зимней сказки» для старшей группы

Продолжать учить детей работать со сказкой : узнавать, отвечать на вопросы по содержанию сказки, сочинять, изменять сюжет, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, опирая...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Речевое развитие...

Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»

Конспект комплексного занятия по развитию речи  подготовительной группе на  тему: «Символ России – Береза»Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что б...