Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Шляпина Юлия Владимировна

В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу воспитания культуры речевого общения и поведения, результаты образовательной деятельности для средней группы (4-5 лет) в следующих образовательных программах: "Детство", "От рождения до школы", "Успех". Подобраны произведения о культуре речевого общения (стихи, рассказы, сказки). Также рассмотрены формы работы по развитию культуры речевого общения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО Подготовила: воспитатель Шляпина Юлия Владимировна

Слайд 2

Культура поведения дошкольника рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Воспитание культуры поведения непосредственно связано с воспитанием культуры общения. Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту.

Слайд 3

Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

Слайд 4

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Под редакцией: Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой) )

Слайд 5

Задачи по вопросу воспитания культуры речевого общения и поведения: воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

Слайд 6

Содержание образовательной деятельности Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками: освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени отчеству, благодарить; освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.

Слайд 7

Владение речью как средством общения и культуры: освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить); участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников; освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой; обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству.

Слайд 8

У детей этого возраста (4-5 лет) наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения , о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.

Слайд 9

Результаты образовательной деятельности: Достижения ребёнка («Что нас радует»): ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен; внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения; в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»); общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво; ребенок либо проявляет излишнюю скованность в общении, либо черты агрессивности, нежелание следовать указаниям или правилам; не внимателен к словам взрослого (родителей, воспитателя), повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого; малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками.

Слайд 10

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

Слайд 11

Задачи: способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну); продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.); учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

Слайд 12

Задачи: воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Слайд 13

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Задачи: обеспечение развития первичных представлений о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих два-три противоположных моральных понятия (например, взаимопомощь (взаимовыручка) — себялюбие, жадность — щедрость и т. п.); соблюдения некоторых норм морали и выполнения правил поведения в соответствии с требованиями взрослого и самостоятельно; совершения по просьбе взрослого и самостоятельно нравственно направленных действий (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.).

Слайд 14

Овладение речью как средством общения и культуры Задачи: обеспечение развития первичных представлений о нормах и правилах речевой культуры на примерах из жизни, образцах общения литературных героев, персонажей мультфильмов; создание условий для приобретения опыта участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками во всех видах деятельности; пользования элементарными правилами речевого этикета: не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику; проявления инициативности и самостоятельности в некоторых ситуациях общения со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);

Слайд 15

адекватного реагирования на эмоциональное состояние собеседника (помочь, пожалеть); использования слов, выражающих эмоциональное сочувствие, сострадание, желание сотрудничать («мне тебя жалко», «давай поиграем вместе» и т. д.); использования в речи слов, побуждающих к объяснению и убеждению в процессе игровой деятельности (договориться об игре, ориентироваться на ролевые высказывания партнёров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов и т. д.); ориентирования на ролевые высказывания партнёров.

Слайд 16

Что читают детям в средней группе о культуре речевого общения : Стихотворения: М.Дружинина «Кто знает волшебное слово»; А.Шибаев «Дорогие слова»; С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», «Песенка о вежливости», «Котята»; И.Пивоварова «Был ослик очень вежливый »; А.Кондратьев «Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброго пути», «Простите» (стихи о вежливых словах); В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; О.Дриз «Добрые слова»; Г.Сапгир «Самые слова»; Б.Ивляева «Я утром в детский сад иду…»; Л.Воронкова «В огороде много гряд…»; А.Барто « Девушка-ревушка »;

Слайд 17

С.Михалков «Не спать»; И.Токмакова «Маша знала слов не мало…»; Алдонина «Что такое здравствуй»; В.Коркин «Я и солнышко»; Р.Алденина «Это не годиться, надо извиниться». Рассказы: Н.Носов «Телефон»; В.Осеева «Волшебное слово»; Л.Воронкова «Бабушкины дела»; «Добрый поступок Вани»; Н.А.Купина «Азбука вежливости». Сказки: Э.Мошковская «Вежливое слово»; литовская сказка «Дружба»; «Умей обождать»; М.Пляцковский «Как ослик Алфавит учился уважать старших»; Р.Зелёная, С.Иванова «Первое в мире рукопожатие».

Слайд 18

Формы работы по развитию культуры речевого общения в средней группе Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Выделяются основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы , разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.

Слайд 19

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни . В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми позволяет каждому ребёнку дошкольного возраста без перегрузки, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

Слайд 20

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

Слайд 21

Сочинение сказок-перевёртышей, вежливых сказок. Игры «Улыбка», «Комплимент», «Добрые мысли», «Волшебное зеркало». Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. Игра – драматизация «В стране вежливости», «В стране добрых поступков». Игра – драматизация «Как Буратино стал вежливым». Литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…». Сочинение этикетной сказки.

Слайд 22

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.

Слайд 23

Дидактическая игра «Будем знакомы» Цель: способствовать умению составлять представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях. Методы и приёмы : беседа; игровое упражнение на развитие чувства близости «ласковое имя»; проигрывание игровых ситуаций «знакомство». Дидактическая игра-тренинг «Найдем волшебные слова» Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета. Дидактическая игра «Всё начинается со слова «спасибо» Цель: раскрыть значение слова «спасибо», употребление в зависимости от ситуации. Методы и приёмы: беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; художественное слово.

Слайд 24

Дидактическая игра «Волшебное слово «до свидания» Цель: раскрыть значение слова «до свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания. Методы и приёмы: слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания. Дидактическая игра «Вежливая просьба» Цель: познакомить с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнёрам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику. Методы и приёмы: беседа; художественное слово; приём ТРИЗ «Что было бы, если …»; проигрывание ситуаций. Дидактическая игра «Я умею культурно разговаривать» Цель: познакомить с правилами культурного поведения при общении с окружающими. Методы и приёмы: беседа; художественное слово; игра- драматизация.

Слайд 25

Дидактическая игра «Грамотная речь» Цель: совершенствовать умения общаясь со взрослыми, сверстниками, говорить понятно, красиво, чисто, выразительно. Методы и приёмы: игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания. Дидактическая игра «Разговор с другом» Цель: обучать умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению. Методы и приёмы: игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций.

Слайд 26

Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения. Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения и поведения

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения....

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Воспитание культуры речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль и...

Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.Дошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поск...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....