Проект «Воспитание культуры речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
проект по логопедии (старшая группа)

Чухарева Светлана Александровна

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_proekt.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка»

г. Новый Уренгой

Проект

«Воспитание культуры речевого общения

у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

                                                                  Автор проекта:

                                                                  учитель-логопед

Чухарева Светлана Александровна

г. Новый Уренгой

Актуальность  проблемы: 

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".

Цель проекта:

  • Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта:

  • Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
  • Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
  • Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
  • Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

Возраст: старший  дошкольный  (5 лет).

Тип проекта: познавательно - игровой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 год – май 2020 год.

Участники проекта:

  • Учитель-логопед – Чухарева С.А.
  • Воспитатели – Марчук Н.Д., Калинко А.Е.
  • Музыкальные руководители – Косачева Т.Ю.

В основу проекта нами положены следующие принципы:

  • Учет возрастных особенностей старших дошкольников.

У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно - личностная форма общения с взрослыми и детьми. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.

  • Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
  • Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашем проекте.

Особое внимание уделяется:

  1. Беседам с детьми;
  2. Использованию художественного слова;
  3. Комплиментам, как одному из видов поощрения;
  4. Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
  5. Драматизации отдельных произведений.
  • Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность - занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
  • Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
  • Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
  • Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:

I этап - подготовительный:

Включает в себя постановку целей, задач, определение методов и приемов исследовательской работы, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала, изучение методической литературы по данной теме: Курочкина И.Н. «Этикет для дошкольников», Безгина О.Ю.«Речевой этикет старших дошкольников», Лаврентьева Г.П. «Культура общения дошкольников» и др.  

Работа с родителями:

- Обратиться к родителям с просьбой, сшить куклу: «Фею вежливости», которой дети рассказывают свои сокровенные тайны (кто, когда совершил невежливый поступок или кого-то обидел и т.д.)

-  Попросить помочь подобрать художественную детскую литературу для обсуждения с детьми, различных ситуаций: Шалаева Г.П, Журавлева  О.М, Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей», Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» и др.)

   - Привлекать родителей к  оформлению учебно - наглядных пособий  по этикету:

«Дерево добра», цель данного пособия:

* Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности к ним.

*  Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.

*  Стимулировать развитие морально-этических качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

 «Добрые дела родителей», цель:

 * показать  и отобразить наглядно на примере «Сказочной птицы», кто из родителей является лучшим примером для ребенка, учит вежливости, отзывчивости, уважению к окружающим, помощи, состраданию часто использует похвалу, прививает систематически правила культурного поведения в общественных местах, в разговоре с взрослыми и др.

II этап – исследовательский: 

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, например конкурсы: «Бульвар вежливых слов»,

 «Площадь комплиментов»; беседы: «Как и чем можно порадовать близких?», игры: «Хорошо – плохо», «Накрой стол к чаю»;  рассматривание сюжетных картинок на различную тематику,  досуг: «Добрые поступки героев сказок и их последствия»;  показ кукольного театра: «Спасем доброту» и многое другое.

    Проводятся специальные тренинговые занятия, где детям предлагается самим выдвигать различные гипотезы, используя специальные слова:

- предположим,

- допустим,

- что, если…,

- возможно и т.д.

Эти занятия учат детей видеть проблему, вырабатывают умение  задавать вопросы и др.

    Проект построен по тематическому принципу. Основные темы: « Этика общения», «Правила вежливости», «Культура гигиены», « Как мы ведем себя в обществе», «Наша дружная семья» и др.

    Каждая тема предполагает обращение к литературному  и зрительному ряду,  играм, а также многократные упражнения в положительных поступках.

    Большое внимание в проекте уделено воспитанию правил поведения в общественных местах. В этом первыми помощниками нам будут родители, но перед этим мы проведем с ними семинар-практикум, где расскажем, как объяснить ребенку понятие «общественные места», «общество». Общественные места – это транспорт, в котором мы каждый день ездим. Это театры, концертные залы, музеи, кафе и т.д. Объясним, как учить  и решили поместить правила в памятках:

- мальчик должен знать, что мужчина обычно идет слева от своей спутницы, т.к. его правая рука сильнее и в случае необходимости поддержит женщинy;

- если идете втроем, то в середине почетное место для мамы или бабушки;

- приучайте ребенка уступать место. Подскажите ему нужные слова: садитесь, пожалуйста» и т.д.  

   Проект основан в соответствии с личностно- ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить его единство с современными программами дошкольного образования.

 Содержанием нравственного воспитания в проекте  является:

*  создание условий для практического опыта,

*  формирование правильных моральных оценок.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

*  Воспитание нравственных привычек;

*  Пример взрослого или других детей;

*  Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

*  Организация совместной деятельности;

*  Совместная игра.

  Формы проведения занятий:  

  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, притчи, пословицы, загадки и др.) с последующим их разбором,  на заданную тему;
  • беседы;
  • тренинги;
  • этюды;
  • театрализация;
  • вопросы к детям;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • дидактические игры;
  • игровая деятельность;
  • сюжетно- ролевые игры;
  • совместное проведение досугов, развлечений совместно с родителями и др.

III этап – обобщающий (заключительный):

Анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик.

Перспективный план работы, разработанный на основе данного проекта определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в Приложении 1.

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому представляем формы работы с родителями, которые используются для взаимодействия в решении поставленных задач. Приложение 2.

Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:

  • Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания),
  • С разными собеседниками: взрослыми и детьми;
  • В разных видах деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.

Литература:

1. Безгина О.Ю.

Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. –  М.: Мозаика – синтез, 2004. -40 с.

2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.

Веселый этикет (развитие коммуникативных  способностей ребенка) – Екатеринбург: АРГО»;1997. -192 с.

3. Васильева – Гангус

Азбука вежливости»1989 г. Москва «Педагогика».

4. Голуб И.Б.

Культура речи для дошкольников. Профессор Алфавит в городе Веселинске.- М.: Гуманист. изд – е центр ВЛАДОС, 1999. -72 с.

5. Жучкова Г.Н.

Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2000.-64с.

6. Зайцев Г.К., Насонкина С.А.

Уроки Знайки. Воспитай себя: Учеб. Пособие – практикум/ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 -48 с.

7. Курочкина И.Н.

Этикет для дошкольников: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

8. Лаврентьева Г.П

Культура общения дошкольников. –К.: Рад. Шк.,1998 – 128 с.

9. Метенова Н.М.

Уроки вежливости, Ярославль 2007 – 50 с.

10. Насонкина

Уроки этикета/ Изд-во «АКЦИДЕНТ»,1997.- 40

11. Николаева С.О.

Занятия по культуре поведения с дошкольниками: Литературный и игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-80 с.

12. Семенака С.И.

Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 -80 с.

13. Сорокина Г.И.

Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Под ред. Т.А. Ладыженской, - М.: Просвещение, 1995. – 160 с.

14. Шалаева Г.П, Журавлева  О.М, Сазонова О.Г.

Правила поведения для воспитанных детей – М.: Филологическое общество « СЛОВО»;Эксмо, 2006. – 160 с.

15. Шорыгина Т.А.

Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2001. 64 с.

Приложение №1

Перспективный план работы "Воспитание  культуры речевого общения  у детей старшего дошкольного возраста»

Месяц

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

  1. "Учимся представляться. Будем знакомы".

Цель:

  • Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях;

Методы и приемы:

Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости "Ласковое имя", художественное слово, проигрывание игровых ситуаций "Знакомство".

Чтение художественных произведений:

Г. Остер "Будем знакомы".

Игры:

 "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик".

Игровые ситуации знакомства.

 

Включение в ролевые игры детей  игровых ситуаций знакомства;

Игра  "Лучшее знакомство".

Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства.

  1. "Говорю и понимаю без слов".

Цель:

  • познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов;

Методы и приемы:

Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение.

Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение".

Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.

Игровое упражнение "Мимическая гимнастика".

Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи".

Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов.

Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.

Октябрь

  1. "Давайте говорить друг другу комплименты…"

Цель:

  • познакомить с применением  комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности;

Методы и приемы:

Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий.

Беседа с детьми.

Игры:

"Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки".

Игровые ситуации "Озвучь картинку", др.

Рисуем автопортрет "В подарок другу".

Дидактические настольные  игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения.

Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на:

Одобрение внешности;

Одобрение личных качеств;

Одобрение деловых качеств.

  1. "Все начинается со слова "здравствуй".

Цель:

  • раскрыть значение слова "Здравствуй",  употребление в зависимости от партнера, времени суток  вариативных слов приветствия.

Методы и приемы:

Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово.

Чтение художественных произведений:

А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово".

Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй".

Игра-драматизация  "Страна  вежливости".

Использование этикетных формул во время приветствия.

Игра "Займи место".

Игры-драматизации стихотворений.

Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх.

Придумать маленькую вежливую сказку  "Здравствуй".

Ноябрь

  1. "Расставаясь, говорим мы "до свидания".

Цель:

  • раскрыть значение слова "До свидания", употребление в зависимости от партнера различных форм прощания.

Методы и приемы:

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация.

Чтение художественных произведений "Пора прощаться".

Игра "До свидания".

Игровое упражнение "Карлсон".

Моделирование ситуаций прощания.

Использование этикетных формул при прощании.

Использование этикетных формул прощания  в ролевых играх.

Игра "Факиры"

Чтение художественных произведений.

Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера).

  1. "Волшебное слово "спасибо".

Цель:

  • обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Методы и приемы:

Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; чтение отрывков из художественных произведений, игровые упражнения.

Игра-драматизация "Добрый день".

Игры:

"Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки"

Чтение художественных произведений.

Проигрывание ситуаций.

Использование различных формул благодарности  в ролевых играх.

Дидактические игры, игры парами.

Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации.

Использовать ситуации собственного примера.

Декабрь

  1. "Вежливая просьба".

Цель:

  • познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной  разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; проигрывание ситуаций; игровые упражнения; рассматривание фотографий, иллюстраций.

Чтение  художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым".

Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым".

"Вежливое слово".

Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…".

Сочинение этикетной сказки.

Драматизация сказки "Колобок".

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх.

Упражнение "Пожалуйста".

Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

Январь

  1. "Разговор о том, как быть уступчивым".

Цель:

  • объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные  этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; прием ТРИЗ "Цепочка слов".

Чтение художественных произведений о дружбе.

Игра-драматизация "Катание кукол на санках".

Этюд "Кто виноват".

Упражнение "Волны", "Передай другому".

Игры парами "Мозаика в парах", "Рукавички", "Рисуем домики".

Игра "Старенькая бабушка", "На мостике".

Подвижная игра "Не намочи ноги".

Предложить родителям консультацию "Нужно ли уступать ребенку".

Предложить родителям отметить, осторожны ли они в высказываниях критических замечаний, делают ли они замечание ребенку в резкой форме, оскорбляют ли они ребенка, других членов семье в речевой форме.

  1. "Настроение мое и окружающих".

Цель:

  • обучить детей выражать свое настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей.

Методы и приемы:

Дидактическая игра; слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций; рассматривание фотографий.

Упражнение "Настроение",

Игра "Покажи настроение".

Этюды:

"Облака", "Любопытный", "Сосредоточенный", "Усталость", "битва", "Солнышко", другие.

Рассматривание и обсуждение фотографий, пиктограмм.

Применение разученных этюдов в ролевых играх.

Дидактические игры

 "Узнай, кто это", "Найди меня".

Этюд "Мои эмоции".

Предложить родителям завести "Дневник настроения ребенка".

Февраль

  1. "Я учусь культурно разговаривать".

Цель:

  • познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; игра-драматизация; дидактическая игра.

Чтение произведений устного народного творчества.

Игра-обсуждение "Взаимоотношения", "Воздушный шарик, прилетай".

Дидактическая игра "Скажи наоборот".

Драматизация сказок.

Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Нинзя".

Использование  в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток.

Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении. Предложить родителям анкету.

  1. "Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно".

Цель:

  • обучить детей, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить по понятно, красиво, чисто, выразительно.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания; художественное слово.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на регуляцию дыхания.

Чтение художественных произведений с последующей беседой.

Этюд "Кому как можно подражать",

Игра-драматизация "Черепаха и заяц".

Сочинение сказок-перевертышей.

Игры:

"Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон",

"Эхо", "Бабушка Маланья".

Подвижные, дидактические игры со словами.

Провести круглый стол  "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений.

Март

  1. "Разговор с другом" (взрослым или сверстником).

Цель:

  • обучать детей умению слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению.

Методы и приемы:

Игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций; слушание отрывка из  художественного произведения; игры парами.

Чтение художественных произведений:

В. Катаев "Цветик-семицветик",  Осеевой  "Три товарища",

Игровые упражнения:

"Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин",

Игра-драматизация "Три товарища".

Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать".

Игры парами,

Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие  - зрители).

Сюжетные творческие игры с повторением сцен

Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить.

Познакомить родителей с социометрией

Март - апрель

  • Сострадание, утешение, милосердие, забота".

Цель:

  • Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; прием ТРИЗ "Хорошо-плохо"; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация.

Использование приема ТРИЗ "Хорошо-плохо".

Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок.

Упражнения:

"Связующая нить", "Цветок вежливости".

Игры:

"Добрые волшебники", "Царевна Несмеяна",   "Утка с утятами",  "На мостике", "Старенькая бабушка".

Чтение сказки "Кукушка",  рассказа Р. Зернова "Как Антон полюбил ходить в детский сад".

Дидактические игры, изготовление различных поделок для детей младших групп.

Игры-драматизации сказок.

Игры с детьми младших групп (взаимопосещение).

Круглый стол  "Формирование культуры речевого общения в семье".

Участие в выставке семейных работ "Украсим нашу группу".

Чтение художественных произведений.

Апрель

  1. "Добрые дела, волшебные слова".

Цель:

  • формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.

Методы и приемы:

Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение.

Сочинение сказок-перевертышей, вежливых сказок.

Игры:

"Улыбка", "Комплимент", "Добрые мысли",  "Воздушный шарик, прилетай",  "Весенняя веточка".

Разъяснение вежливых обращений.

Моделирование и анализ ситуаций.

Сделать своими руками подарки для детей младших групп, родителей.

Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх.

Предложить родителям написать мини-сочинение  на тему "Я как родитель".

Консультация "Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения".

Май

  1. "Якалки, плаксы, ябеды".

Цель:

  • учить детей адекватному культурному общению  в конфликтной ситуации.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; прием ТРИЗ "Цепочка слов"; моделирование и проигрывание ситуаций; игра-драматизация.

Чтение художественных произведений Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра", "Л. Квитко "Два друга".

Игры:

"Ситуации", "Морозко", "Узнай, кто это", "Волшебное зеркало".

Подвижные игры,

ролевые игры, дидактические игры, игры парами.

Родительское собрание "Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника"

  1. Итоговое занятие "Культура речевого общения".

Цель:

  • Совершенствовать навыки использования речевых и неречевых средств общения, согласно предложенной ситуации.

Методы и приемы: 

По желанию педагога.

По желанию педагога, направлена на закрепление знаний детей.

По желанию детей, направляя ее на закрепление полученных навыков.

Индивидуальные беседы по правилам поведения родителей  в процессе общения с детьми.

Приложение №2

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому в нашей технологии представлены  формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуем к применению для взаимодействия с родителями в решении  поставленных задач.

Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры речевого общения старших дошкольников.

Таблица № 1

Формы работы с родителями

Форма взаимодействия с родителями

Цели работы

Индивидуальная беседа

  • Выявление особенностей воспитания культуры речевого общения в семье;
  • Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме;
  • Ознакомление с работой педагогов детского сада с детьми по формированию культуры речевого общения.

Консультации

  • Изучение разных стилей общения родителей с детьми;
  • Совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры речевого общения;
  • Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.

Круглый стол

  • Совершенствование коммуникативных умений родителей;
  • Развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения;
  • Совершенствование навыков культуры речевого общения с окружающими.

Родительское собрание

  • Ознакомление с формами, функциями общения;
  • Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.

Анкетирование

  • Выявление особенностей общения ребенка в семье.

Приглашение родителей в группу:

(Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах)

  • Ознакомление родителей с жизнью группы;
  • Выработка общих требований к воспитанию детей;
  • Участие родителей с детьми в совместных проектах.

Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к речи ребенка, что окажет существенное влияние на формирование у него культуры речи, общения.

Приложение №3

Методические рекомендации педагогам.

  1. При построении работы по формированию культуры речевого общения  учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
  • регламентированной;
  • совместной деятельности педагога с детьми;
  • самостоятельной деятельности детей.
  1. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
  • В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
  • В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;
  • В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
  1. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо, активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • круглый стол;
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • приглашение в группу на День открытых дверей.
  1. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
  2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
  • Обращайтесь по имени;
  • Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • Используйте тактильное прикосновение,
  1. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
  2. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
  • Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
  • Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
  • Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
  • Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
  • Постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем", "так" и т. д.).
  • Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Особенности речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24480391","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Электронный сборник практических мультимедийных пособий "Поющие звуки" (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильно...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...

статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...