Электронный сборник практических мультимедийных пособий "Поющие звуки" (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
материал по развитию речи

Непейвода Наталья Гермогеновна

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения. Однако, у педагогов, работающих непосредственно с детьми дошкольного возраста, наблюдается недостаток в понимании значимости данной работы и недостаток практических умений, недостаток владения методами и приемами в этой области, что отражается на качестве педагогической работы по овладению звуками родного языка детьми дошкольного возраста. Зачастую, обучение чтению и письму подменяет собой кропотливую работу со звуками без опоры на буквы, что не только не способствует развитию правильного звукопроизношения, особенно у детей, имеющих речевые нарушения, но и наносит определенный вред.

Обучение правильному звукопроизношению в детском саду происходит не только непосредственно на занятиях по развитию речи, но и на музыкальных занятиях по развитию певческих навыков детей.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. 

Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, формирует приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» предназначен:

  • музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для развития у детей 4-7 лет звуковедения, чистоты интонирования, развития диапазона голоса, артикуляции при пропевании звуков.
  • воспитателям дошкольных образовательных учреждений для организации для использования на занятиях по развитию звуковой культуры речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста, в индивидуальной работе с детьми 4-7 лет, имеющими речевые нарушения, по автоматизации поставленных звуков;
  • учителям – логопедам и родителям для создания определенной мотивации у ребенка по выполнению упражнений по автоматизации поставленных звуков.

Данный электронный сборник видео упражнений создан специально без опоры на буквы, а только на звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Поющие звуки"209.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сыктывкар» кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрациялöнhttps://i.pinimg.com/originals/45/8a/15/458a15132731611cd79f8f7979ad5ec9.png

школаöдз велöдöмöн веськöдланiн

Управление дошкольного образования

администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Ресурсный центр по художественно-эстетическому

развитию детей дошкольного возраста

МАДОУ «Детский сад № 100»

г. Сыктывкара

Опорно-методическая площадка

«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании УМК по художественно – эстетическому направлению развития дошкольников в рамках реализации ФГОС»

Электронный сборник практических мультимедийных пособий

«Поющие звуки»

(музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)

F:\Портфолио Корепова Н.Б.высшая\KUa5poWTyFs.jpg

Сыктывкар 2020г.

Образовательная область: Музыкальное развитие, речевое развитие.

Функциональный тип: Мультимедийные и интерактивные наглядные электронные образовательные ресурсы.

 

Авторы:

Непейвода Н.Г. музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Чугаева Н.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Парникова Э.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Корепова Н.Б., старший воспитатель, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 100»;

Лобанова С.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Дмитриева А.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Закреничная А.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Анциферова Ю.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;

Юшкова Н.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 1114»;

Буканова С.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 61»;

Голушкова И.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 67»;

Долинина-Седых Т.В, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4»;

Степанова Л.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120»;

Калинина А.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120»;

Носкова Л.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 114»;

Титова Е.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53»;

Налимова Л.Б., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 43»;

Симакова Е.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4»;

Дубогрызова Е.Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 114»;

Суворова Т.Ю., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 13»;

Консультант:

Полетаева М.С., учитель-логопед 1 категории МАДОУ «Детский сад № 100»

Пояснительная записка

Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования является: «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)».

Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития способностей ребенка, в том числе и певческих способностей.

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» две образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие» и направлено на формирование звуковой культуры речи и развитие певческих навыков дошкольников.

Электронный сборник включает в себя 26 авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения. Однако, у педагогов, работающих непосредственно с детьми дошкольного возраста, наблюдается недостаток в понимании значимости данной работы и недостаток практических умений, недостаток владения методами и приемами в этой области, что отражается на качестве педагогической работы по овладению звуками родного языка детьми дошкольного возраста. Зачастую, обучение чтению и письму подменяет собой кропотливую работу со звуками без опоры на буквы, что не только не способствует развитию правильного звукопроизношения, особенно у детей, имеющих речевые нарушения, но и наносит определенный вред.

Обучение правильному звукопроизношению в детском саду происходит не только непосредственно на занятиях по развитию речи, но и на музыкальных занятиях по развитию певческих навыков детей.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. 

Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, формирует приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» предназначен:

  • музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для развития у детей 4-7 лет звуковедения, чистоты интонирования, развития диапазона голоса, артикуляции при пропевании звуков.
  • воспитателям дошкольных образовательных учреждений для организации для использования на занятиях по развитию звуковой культуры речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста, в индивидуальной работе с детьми 4-7 лет, имеющими речевые нарушения, по автоматизации поставленных звуков;
  • учителям – логопедам и родителям для создания определенной мотивации у ребенка по выполнению упражнений по автоматизации поставленных звуков.

Данный электронный сборник видео упражнений создан специально без опоры на буквы, а только на звуки.

Цель использования данного сборника: создание условий для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи и певческих навыков.

Задачи:

1. Формировать у детей правильное произнесение звуков;

2. Развивать у детей фонематический слух;

3. Мотивировать детей на выполнение упражнений;

4. Развивать у детей правильную артикуляцию при произнесении звука;

5. Развивать у детей чистоту интонирования, диапазон голоса;

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» состоит из:

  • Пояснительной записки;
  • Методических рекомендаций по организации работы с пособиями;
  • 26 видеороликов, выполненных в программе ProShow Produser

1. Методические рекомендации по работе

с электронным сборником мультимедийных пособий

«Поющие звуки»

Количество видео упражнений – 26, каждый видеоролик соответствует 1 звуку: А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ч, Щ, Ш, Ц, Ы, Э. (в сборнике отсутствуют йотированные звуки: Е. Ё, Ю, Я, звуки Й, Ъ, Ь), что соответствует программному содержанию образовательной области «Речевое развитие».

Каждый видеоролик представляет собой своеобразный мини-мультфильм и является набором упражнений со звуком, объединённых одним сюжетом. Количество упражнений зависит от звука: гласный, звонкий или глухой согласный.

Видеоролики специально сделаны без наложения музыки и голоса, так как при работе по формированию у детей дошкольного возраста правильного звукопроизношения или звуковедению эффективнее использовать метод живого общения с детьми.

1.1.Алгоритм использования видеоролика: каждый слайд видеоролика пронумерован, сначала всегда идет показ правильного звукопроизношения педагогом, затем повтор ребенком или группой детей.

На каждом слайде указана часть сюжетной линии и упражнение со звуком, движение звука обозначено линией.

Рекомендуется перед использованием видео упражнения провести с детьми дыхательные упражнения для формирования направленной струи воздуха, а также артикуляционную гимнастику.

 1.2.Условные обозначения упражнений со звуком в видеоролике

Таблица 1

Вид линии звука

Вид упражнения

Непрерывное нейтральное произнесение звука на одном дыхании

Непрерывное произнесение звука от тихого к громкому или от громкого к тихому на одном дыхании в зависимости от движения линии

Непрерывное произнесение звука от низкого к высокому или от высокого к низкому на одном дыхании в зависимости от движения линии

Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе (тихо, громко)

Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе

Произнесение звука коротко от тихого к громкому или от громкого к тихому несколько раз на выдохе в зависимости от движения линии

Произнесение звукосочетаний с определенным звуком

1.3.Распределение упражнений в соответствии со звуком

Таблица 2

Звук

Упражнения

А

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Б

  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от тихого к громкому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от громкого к тихому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

В

  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко тихо медленно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко громко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Г

  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко тихо медленно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко громко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Д

  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от громкого к тихому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от тихого к громкому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ж

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

З

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

И

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

К

  • Произнесение звука коротко тихо несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко громко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Л

  • Произнесение звука коротко медленно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко быстро несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

М

  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Н

  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

О

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

П

  • Произнесение звука коротко от громкого к тихому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от тихого к громкому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Р

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

С

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Т

  • Произнесение звука коротко тихо несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко громко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

У

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ф

  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Х

  • Произнесение звука коротко от громкого к тихому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от тихого к громкому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ч

  • Произнесение звука коротко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко тихо несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко громко несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко медленно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко быстро несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Щ

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ш

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ц

  • Произнесение звука отрывисто длинно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко быстро несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука коротко от тихого к громкому несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Ы

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;

Э

  • Произнесение звука непрерывно нейтрально на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от тихого к громкому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от громкого к тихому на одном дыхании;
  • Произнесение звука коротко отрывисто несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука отрывисто протяжно несколько раз на выдохе;
  • Произнесение звука непрерывно от низкого к высокому на одном дыхании;
  • Произнесение звука непрерывно от высокого к низкому на одном дыхании;
  • Произнесение звукосочетаний со звуком.

Список использованной литературы:

  1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
  2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
  3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
  4. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
  5. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007.
  6. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / сост. И. Трифонова. – СПб. : 2000. – 28 с.
  7. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2000. - 190 с.
  8. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / сост. И. Трифонова. – СПб. : 2000. – 28 с.
  9. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2000. - 190 с.
  10. В.В Федонюк,. Детский голос. Задачи и методы работы с ним /
  11. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛ Ы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
  12. Фёдорова Т. Н., Поляцкая Е. Г., Розмаитая В. М. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 211-213.
  13. https://baykovaea-zhukdou34.edumsko.ru/folders/post/1850943
  14. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/09/kartoteka-artikulyatsionnoy-gimnastiki-dlya-detey-3-4
  15. https://studfile.net/preview/1845702/page:5/
  16. http://www.bestlogoped.com/logopediacat/105-razvitie-proiznositelnykh-navykov-u-detej-2-3-let

Приложения

Приложение 1

Упражнения на формирования воздушной струи.

«Чья фигурка дальше улетит?»

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

 

 «Снежинка»

На кончик языка положить «снежинку» (бумажный квадратик) размером 1х1 см и сдуть его, как бы произнося звук «Ф».

 

«Волчок»

Направленной струей воздуха раскрутить волчок (или вертушку). Следить, чтобы не раздувались щека. Воздушная струя должна идти посередине языка.

 

«Праздничные трубочки-шутки»

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок

 

 «Салют»

На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

Приложение 2

Комплекс артикуляционных упражнений

 «Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

 «Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет…(белка).

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

 «Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана  Анатольевна  Попова, воспитатель  МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....

Электронный образовательный ресурс "Откуда к нам пришла книга" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде кар...

Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Особенности речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24480391","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...